Как развивалась трамвайная линия Ярославля
- 23 апреля 2014
- 16+
- Служба новостей
"Pro Город" решил проследить путь первого трамвая
Сейчас - не лучшие дни для городского электротранспорта. Всегда ли это было именно так?
В 1879 году директор одного акционерного общества Эдуард Дени заключил договор с властью на постройку городской рельсовой линии. Под электрическую станцию отвели участок земли около Вознесенских прудов, где ныне расположен сквер на улице Чайковского.
В 1899 году начались первые практические дела. Буквально за 2 недели, начиная с 5 июля, рабочие построили электростанцию, получили шпалы и приступили к укладке путей. В этот же промежуток времени общество приступило к укладке путей на Рождественской улице. В конце августа уложили рельсы на Большой Федоровской, в конце сентября – на соединении Богоявленской площади со Стрелецкой улицей.
Второй строительный сезон открылся с прибытия паровых машин и динамо-машин в середине апреля 1900 года. 14 апреля власти наконец получили разрешение на прокладку рельс по Американскому мосту (через Которосль).
26 мая Дума установила единый тариф. Проезд в 1 классе составил 6 копеек, во 2-м классе – 4 копейки. При проезде 2-х или более станций – в 1 классе – 10 копек., во 2 классе – 7 копеек., причем пассажир снабжался пересадочным билетом.
7 декабря управление трамвая начало обучение поездной прислуги. А уже через 3 дня произвели пробное движение.
Во время второй пробы, которая прошла 12 декабря, выяснилась неприятная новость: трамвая пугались лошади. Однако 17 декабря 1900 года трамвай все же открыли.
Мощности трамвайной электростанции тогда хватало на то, чтобы установить освещения в домах, учреждениях и на фабриках. Появилось в городе и уличное освещение на трамвайных разъездах.
Качество дороги оставляло желать лучшего: вагоны постоянно сходили с рельс, сбивали пешеходов, ломались.
В 1905 году произошли некоторые улучшения качества. Общество установило на электростанции новый мотор Дизеля, который проработал 4 года.
Перед Первой Мировой город получил еще 10 вагонов.Во время самой войны трамвайное предприятие понесло большие потери и стало убыточным. Трамвай пострадал и во время белогвардейского мятежа с 6 по 22 июля 1918 года. Только к концу 1925 г. трамвай в целом вышел на довоенный уровень.
В 1929-1930 годах в течение нескольких месяцев проходила дискуссия «Трамвай или автобус». В итоге в 1933 году началось расширение трамвая. 22 июля увеличили тарифы с 10 до 15 копеек (в ночное время до 30 копеек). С 25 ноября ввели постанционный тариф: 7 копеек за 1 станцию, 10 копек за 1,5 станции, 15 копеек за 2-2,5 станции.
В 1948 году в Ярославле началось обновление подвижного состава: появились первые советские четырехосные цельнометаллические трамваи – родоначальники серии М-38, которые в 1936-1942 годах работали в Москве.
Вместо Американского моста через Которосль начали строить новый мост. В 1960 году по нему открылось трамвайное движение.
Вытеснение трамвая началось в 1964 года: в течение трех лет по некоторым линиям снимали рельсы.
В 1976 году обсуждался проект подземного трамвая по улице Ушинского и Комсомольской к площади Волкова. Трамвай в Ярославле в 70-е и 80-е годы пережил как бы второе рождение.
В 1989 году ввели льготы на проезд в городском транспорте для ветеранов и участников войны.
- Сегодня в городе работают 7 трамвайных маршрутов. В трамвайно-троллейбусном управлении открыт музей, где собраны альбомы с фотографиями всех вагонов ярославского края, - сообщает пресс-служба "Ярославских трамваев".