Наверх

За годы войны в Ярославле построили набережную, автодорогу до Костромы, концертный зал и водопровод

Возрастное ограничение: 16+
РЕТРО Ярославль
А наши военные госпитали признали лучшими в России

В преддверии 70-летия Великой Победы «Pro Город» продолжает рассказывать о жизни ярославского края в годы Великой Отечественной войны. В прошлый раз мы писали о том, что культурная и спортивная жизнь в городе не приостанавливалась ни на минуту. Творческие коллективы, работники клубов, кружков, библиотек работали ежедневно, изо всех сил стараясь поддержать дух раненых бойцов и всех, кто трудился в тылу. И они справились с этой задачей…

Однако стоит отметить и то, что наши земляки даже в самые тяжелые времена не забывали о будущем, о красоте своего города. Так, именно во времена Великой Отечественной в Ярославле появилась Которосльная набережная. Как и Волжская, она была спроектирована еще в начале XIX века, однако на Которосльной набережной работы завершены не были. Власти города понимали, что этот участок нужно обязательно приводить в порядок. Предполагалось, что он станет одним из самых красивых в Ярославле. В результате 27 июля 1944 года приняли решение о начале строительства набережной. Ярославский областной строительный трест обратился ко всем рабочим и служащим, и те поддержали инициативу. А уже 19 августа началось строительство Которосльной набережной и реконструкция Волжской. Стройка была поистине народным явлением: на ней трудились ежедневно более 600 человек. Участки поделили для удобства между районами и объявили о соревновании: каждые 5-10 дней самому активному району вручалось переходящее Красное знамя. Строителям ежедневно поднимали настроение своими выступлениями артисты Волковского театра и клуба «Гигант». Конечно, работа была не из легких, ведь приходилось выкорчевывать пни, засыпать ямы и вынимать грунт… А чтобы успеть к очередной годовщине революции закончить работы в срок, люди трудились днями и ночами и всего за какую-то неделю завершили асфальтирование, формирование газонов, высадку кустарников и деревьев. Посетивший Ярославль осенью 1944-го поэт А. Сурков остался очень доволен нашими земляками, отметив, что «сила нашего народа в том и состоит, что он и во время войны не забывает о будущем, не забывает о культуре, красоте своих городов…».

Кроме набережной строили и дороги. Так, в начале 40-х в нашей области появилась автодорога «Ярославль – Кострома». Раньше вместо нее была обычная грунтовка, по которой, естественно, проехать весной и осенью было невозможно. А ведь на этой трассе располагался целый ряд важных заводов, десятки колхозов и совхозов… На проект строительства дороги выделили 22 миллиона рублей. Возводить ее начали еще до войны, однако до июня 1941-го не успели. В первые месяцы военного времени дорогу начали сооружать методом народной стройки: на объект вышли 40 тысяч колхозников и 12 тысяч лошадей! Все работы завершили к декабрю 1941 года.

А из-за постоянной угрозы разрушения железнодорожного моста через Волгу в начале войны возвели новый, в районе современного Брагино (Павловской рощи). Он был почти полностью деревянный, стоял на понтонах. К счастью, основной мост разрушен не был, и брагинский мост-дублер не пригодился. В конце 40-х его разобрали. Стоит отметить, что ярославская «железка» понесла колоссальные убытки от постоянных фашистских бомбардировок. Были уничтожены десятки станций, вокзалов, паровозов, сотни вагонов… Тем не менее, наши железнодорожники сыграли огромную роль в приближении Победы, обеспечивая бесперебойную связь центра страны с севером, востоком и Уралом.

Трудились на ярославских стройках и военнопленные. В основном, пленники на территории нашего региона находились с 1944-го года по 1949-й. Всего их было около 20 тысяч человек. Специально для них в области создали 5 лагерей. Все они содержались по принципу самоокупаемости. Большинство пленных были выходцами из рабочих, и потому их труд активно использовался в народном хозяйстве, промышленности, торфоразработках, сельской местности и на ремонте дорог. Так, именно пленные в Ярославле строили концертный зал, водопровод, малоэтажные дома. Специально для пленных на станции Чебаково (это на рыбинском направлении) открыли госпиталь.

Как вы считаете, какую роль сыграл Ярославль в Великой Победе? Оставляйте свои комментарии под публикацией.

Кстати, всего госпиталей в войну в области открыли 178. В 1941-м все они были общехирургические, а через год стали специализированными. Стоит отметить, что ярославские госпитали были лучшими в РСФСР по числу вылеченных бойцов и вторые (после Ульяновска) по минимальному проценту умерших! Самый крупный госпиталь в войну был открыт в хорошо знакомом всем здании на площади Волкова. После окончания войны главный госпиталь Ярославля получил статус «для инвалидов войны», а сейчас он всем нам известен как военный госпиталь на улице Угличской.

Комментарии 1

26 апреля 2015, 11:56 Горожанин
А сейчас и похвастаться нечем. Одни торговые центры растут

Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Ваше сообщение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru