Наверх

История ярославского трамвая: почему первый блин вышел комом?

Возрастное ограничение: 12+
проекта Ретро Ярославль
В первый день работы из строя вышли сразу пять вагонов
В этом году исполняется 135 лет российскому трамваю. Ровно столько лет назад, в начале сентября 1880 года, в Петербурге Федором Пироцким был продемонстрирован первый электрический трамвайный вагон. На ярославские улицы этот вид транспорта вышел 20 лет спустя, в декабре 1900 года. И тем не менее, наш город славится одной из самых древних трамвайных систем в России. «Pro Город» узнал, как начиналась трамвайная история в Ярославле.
 
На рубеже 19-20 веков Ярославль не был большим городом, поэтому парка извозчиков для перевозки пассажиров вполне хватало. Те, кто был победнее, ходили пешком. Кто был позажиточнее, пользовались услугами извозчиков. Состоятельные же горожане имели свои конюшни. Поэтому Городская Дума предложение о строительстве трамвайной линии приняла сначала без особого энтузиазма. Это было в 1895 году. Зато всего год спустя ярославский городской голова Вахрамеев посетил нижегородскую ярмарку и вернулся в Ярославль с убеждением: трамваю в городе быть. Электрический трамвай в Нижнем Новгороде приносил немалый доход. Немедленно приступили к реализации проекта и в Ярославле.
 
Начали разрабатывать проект трамвая. Занимался этим бельгийский подданный Эдуард Дени. В результате вскоре появился план. Согласно этому плану, трамвай был одноколейный. В специально отведенных местах устраивались разъезды. Планировалось, что трамваи туда будут прибывать каждые 6-7 минут. В вагоне могли поместиться 38 человек, из них 22 – сидя. Скорость движения вагона не превышала 12,5 километров в час. Остановочные комплексы предусматривались лишь на конечных станциях, а других официальных остановок по маршруту следования не предполагалось. Кондуктора должны были останавливать вагон по требованию пассажира абсолютно в любом месте.
 
Строительство линий начали летом 1899 года, после согласования множества деталей проекта. К слову сказать, шло оно не очень гладко. Виной всему были извозчики, понимавшие, что с пуском трамвая их услуги станут менее востребованными, и местные журналисты, пускавшие слухи о том, что строительство трамвая влечет за собой много проблем. Также многие горожане опасались, что трамвай создаст угрозу детям, которые привыкли играть на мостовой. Другие сетовали на грязь, разведенную строителями трамвайных линий.
 
Так или иначе, линии были построены. Пуск трамвая в Ярославле состоялся 17 (30 по новому стилю) декабря 1900 года. К сожалению, первый блин вышел комом. Все дело в том, что персонал электростанции, обслуживающей трамвайную линию, был недостаточно обучен. Напряжение в сети скакало, ток подавался неровный и прерывистый. Все это привело к тому, что из строя за один день работы вышли сразу пять вагонов. У трех сгорели моторы, у двух контроллеры. А еще один пострадал из-за того, что рельсы были неровные. Вагон подскочил и сломал штангу.
 
Тем не менее, постепенно работа трамвая в городе налаживалась. Были, конечно, неприятности. Например, любили похулиганить дети. Они подкладывали на рельсы камни, дергали веревку, срывали ролик с контактной сети, а то и вовсе били стекла в вагоне. Очень не любили трамвай извозчики. Еще бы, ведь этот транспорт уводил у них клиентов! Всеми силами они старались воспрепятствовать движению вагона и переманить пассажиров к себе. Например, нередко отключали электрический ток, благо сделать в то время это было легко: выключатели стояли на столбах. И все равно трамвай все прочнее входил в ярославскую жизнь. Недостатка пассажиров у него не было.
 
Маршрутов с самого начала существования у трамвая было несколько.
- Один шел от Московского вокзала по Большой Московской улице (Московскому проспекту) до Богоявленской площади.
- Другой от Большой Московской улицы по Большой Федоровской до Красного Перекопа.
- Путь третьего пролегал от Богоявленской площади по улицам Большая Линия (Комсомольская), Стрелецкая (Ушинского), Голубятная (Терешковой), по Воздвиженскому (Флотскому) спуску к пристани на Волге (речному вокзалу).
- Еще один маршрут пролегал от Богоявленской площади по Рождественской улице (Большой Октябрьской) до станции Всполье (нынешний Ярославль Главный).
 
В 1904 году открылась ветка Богоявленская площадь – Сенная площадь (Труда) – Городской Вал – Леонтьевское кладбище. Причем кладбище в то время уже находилось за городской чертой. Таким образом, трамвай в начале 20 века даже выезжал за город! А в 1908 году пустили вагоны от Богоявленской площади до Сенной, оттуда по улице Мологской (Победы) до Дворянской (проспекта Октября), затем вдоль нынешнего проспекта Ленина до загородного сада губернской больницы (ныне больница имени Соловьева).
 
Трудностей у трамвайщиков тех лет было немало. Сложнее всего было зимой с очисткой путей от снега. Особенно учитывая то, что посыпать их солью было нельзя, так как раствор вредил копытам лошадей. Сами животные, кстати, очень пугались вагонов, и движение из-за этого часто приходилось приостанавливать. Случались и трагедии. Например, однажды задавили насмерть мальчишку, убегавшего от кондуктора. Нередко попадали под трамвай и зазевавшиеся более старшие пешеходы. Особенно находящиеся подшофе. В конце концов, выход из положения нашли такой: кондукторов обязали перед перекрестками выходить и идти впереди вагона, предупреждая всех о приближающемся трамвае. Скорость движения это убило еще больше, зато спасло жизни явно немалому числу горожан.
 
Расписание движения, мягко говоря, соблюдалось не очень хорошо. Из-за этого случались и курьезные случаи. Например, два вагона могли довольно долго простоять на разъездах, а затем, не дождавшись встречного, поехать. И, естественно, по закону подлости, встретиться посреди перегона…
 
Курьезы возникали и из-за разной стоимости проезда. Первый класс, предназначенный для господ, стоил шесть копеек, второй, крестьянский, – четыре. Но зачастую все выходило наоборот. Господа занимали дешевые места второго класса, а крестьяне вынуждены были приобретать билет первого.
 
А в 1918 году в городе произошел Белогвардейский мятеж. Три недели велись ожесточенные бои. В результате в руинах лежала чуть ли не вся центральная часть города. Естественно, не могла бомбежка пройти и мимо трамвайной системы. Сильно пострадали и линии, и контактная сеть, и вагоны. В депо и вовсе сгорел целый склад запчастей. Тем не менее, восстановительные работы начались сразу после подавления мятежа, и уже через три недели основные линии были восстановлены. Пассажирское движение возобновилось, правда, только по трем маршрутам: Московскому, Федоровскому и Власьевскому. По линии Центр – Всполье, например, осуществляли только грузовые перевозки.
 
К 1927 году постепенно отремонтировали все вагоны. Возобновилось пассажирское движение до Всполья. Расширили территорию депо и даже начали закупать новые вагоны. А в 1928 году построили новую линию и запустили новый маршрут: от Мологской улицы (Победы) по Гражданской (проспекту Октября) до пересечения с Транссибом (даниловским направлением железной дороги) – к Автозаводу (современному ЯМЗ). В 1933 году проложили двупутную линию от Красной площади до Резинокомбината (современного ЯШЗ) по улице Советской. Строительство вторых путей начали и на других линиях. На конечных стали строить разворотные кольца. В том же году наконец ввели нумерацию маршрутов. На тот момент их оказалось семь. Одним словом, трамвай в Ярославле переживал очередной подъем.
 
Во время Великой Отечественной войны его движение не прекращалось. Напротив, пассажиропоток вырос едва ли не в два раза. Активно вагоны использовались для грузоперевозок. Трамвай работал по 19 часов в сутки! А вскоре после окончания войны началось обновление подвижного состава. Поступило порядка трех десятков как новых, так и б/у вагонов.
 

А вы пользуетесь трамваем в Ярославле? Оставляйте свои комментарии под публикацией.

Правда, не обошлось без ложки дегтя: в 1949 году, после пуска троллейбуса, кануло в лету трамвайное движение по улице Свободы. Зато в 1956 году открыт маршрут в поселок Моторного завода, по улице Чкалова. Сначала конечная располагалась на улице Жукова, а в 1961 линию продлили до улицы Угличской. Здесь бегали трамваи пятого маршрута. Кстати, номер этого маршрута – «Пятерка» – дал название целому микрорайону. Сохранилось оно и по сей день. Кроме того, начали строить ветку на Нефтестрой. Там планировали возвести еще одно депо…
 
Однако настоящий подъем и настоящий упадок у ярославского трамвая был еще впереди. Впрочем, это уже другая, не менее интересная история…
 
Продолжение следует.

Комментарии 6

16 сентября 2015, 15:16 Горожанин
Отремонтировали бы переезды тогда цены бы им не было
16 сентября 2015, 15:27 сергей
Спасибо за статью очень познавательно.только на фото там где стоят пояснения "начало 60-х ул.Первомайская" едет 24-ая волга)
16 сентября 2015, 21:09 Виктор
Надо ремонтировать всё и вся запрещать парковаться рядом с Октябрём. Просто там стройка же и всё такое. Бывает так, что некоторые встают тупо на рельсы)
17 сентября 2015, 09:51 Горожанин
Очень интересно! Спасибо за статью. А фотографии - им цены нет - с удовольствием посмотрела!
20 сентября 2015, 12:08 гость76
Да,хорошая статья . все супер. хотелось про статьи про троллейбусы и автобусы послушать.
20 сентября 2015, 14:25 гость
На верхнем снимке - никакой не центр города, а вовсе даже окраина: нынешняя Комсомольская площадь. Справа - церковь Андрея Критского.В статье много ничем не подкреплённых (более того - неверных) утверждений. Например, предложение о постройке трамвая думой было принято очень быстро, можно сказать - "с энтузиазмом".

Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Ваше сообщение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru