"Никакого вайбера и телеграма": департамент образования об изменениях в школах Ярославля

"Никакого вайбера и телеграма": департамент образования об изменениях в школах Ярославля Фото: Про Город

Что такое мессенджер "Сферум", и почему мы переманиваем учителей из других регионов

Будет ли обязательная летняя практика, сколько платят в школах, и какие учебники заменят. В редакции "Про Города" на вопросы читателей ответили заместитель директора департамента образования Ярославской области Светлана Астафьева и директор департамента образования Ярославля Елена Иванова.


Новые учебники и российский мессенджер

- В этом году в школах многое меняется. Какие принципиальные изменения ждут ярославских школьников и их родителей с начала учебного года?
- Во-первых, уже с прошлого года в школах началось внедрение нового федерального государственного стандарта, на который перешли учащиеся 1-2 классов. В этом году переходят десятиклассники, это значит, что будут новые учебники, новое содержание, единое образовательное пространство, когда по всей стране в одно и то же время изучается одно и то же содержание, и ребенок, переезжая с одной территории на другую, переходя в другую школу, не будет ощущать никакого дискомфорта. В этом году с первого сентября будут новые учебники: история, всеобщая история, история 10 и 11 класс. Возможно, они задержатся. Только сейчас вышел приказ Министерства просвещения о подтверждении нового учебника. Он сейчас начнет издаваться, всем регионам еще нужно купить эти учебники. Очень постараемся успеть к 1 сентября. Во-вторых, вводится стандарт профессиональной ориентации. Если у нас уже вошло в практику проведение еженедельных уроков "Разговоры о важном", то будет внедряться также целая программа уроков, которые ориентированы на ознакомление школьников с новыми профессиями, востребованными профессиями в регионе. Будут организованы проф пробы для детей. Это направлено но то, чтобы ребята максимально рано, заканчивая 9 класс, уже сориентировались на те профессии, которые они хотят получить, уже осознанно выбирали тот или иной профиль в 10 классе, либо то или иное учреждение среднего профессионального образования. Важно отметить, что новый стандарт ориентирован на формирование функциональной грамотности у наших школьников. Функциональная грамотность - это умение ребенка использовать свои знания математики, физики интегрировано в жизнь и применять их.
Мы теперь с поручения правительства РФ переходим на отечественные мессенджеры для работы в школе. Все чаты с родителями и классными руководителями должны быть в отечественных мессенджерах.

- Это какие?
- Это "Сферум". С ним мы сейчас пока всех знакомим. Никакого вайбера и телеграма. Также сейчас будет входить в жизнь федеральная государственная информационная система "Моя школа", в которой будут ресурсы для учителей, родителей, учеников. Там же будет электронный дневник.

- У вас уже установлен "Сферум"?
- Конечно, во всех школах, во всех департаментах образования.

- У родителей еще нет?
- Есть, ВК мессенджер как приложение.

- Не глючит, нормально?
- Нормально, пока не жаловались. Год уже работаем, фактически год. Законодательство говорит уже о том, что мы должны использовать отечественные мессенджеры.


Когда чаты не замолкают

- Понятно для чего - вопрос безопасности. Поэтому, там, где есть учитель, используется только отечественный продукт. С первого сентября самый болезненный вопрос - школьные чаты с родителями, которые часто не замолкают. Есть ли какой-то стандарт общения?
- Есть рекомендации для школ, что учитель должен сразу же обозначить для родителей, в какое время он общается. Конечно, в экстренных ситуациях никто не откажет. Но речь, наверное идет о тех мессенджерах, чатах, где есть только родители, в которых может твориться все, что угодно. Такие чаты есть и туда учитель не должен входить.


- Будут вводить новый предмет - шахматы. Только в Ярославской области?
- Действительно, мы во всех школах вводим, в начальной школе. Будут закупаться шахматы, оборудование. Это не только в Ярославских школах, но и в других районах. Детей нужно научить простейшему владению фигурами.

- Слышала, что изменится подход в преподаванииоснов безопасности жизнедеятельности. Будет введен такой урок, как начало военной подготовки. И детей будут учить пользоваться дронами.
- Есть инициатива от разных организаций и даже предложения реализовать программы в школах, связанные с беспилотными летательными аппаратами. Сегодня такие уроки не обязательны. Все, что касается основ безопасности жизнедеятельности: у нас и так там был курс, были выделены часы для начальной военной подготовки. То есть говорить о каком-то кардинальном изменении этой программы мы не можем. Программы и так есть, как были так и будут. Наверное, сейчас будут больше обращать внимание именно на модуль начальной военной подготовки, знанию основ. Мы работаем по федеральным документам. Если что-то будут вносить в правительстве, то и мы будем это внедрять.


Главного за патриотизм - нет

- Во всех ли школах будет вводиться должность ответственного за патриотизм?
- Откуда взялось такое название? Нет такой должности. У нас сегодня вводится в школах должность - советник по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. Сегодня много в школах общественных организаций. И сейчас появилась крупная организация, которая быстро развивается. Это "Движение первых" - Российское движение детей и молодежи . Есть и пионерия, есть Дети Ярославии, Юнармия, Кадетское движение, Юный друг полиции, Юный инспектор дорожного движения, - это детские общественные организации, в которых ребята занимаются. Вот эти люди, которые теперь будут в школах, они будут, прежде всего, ориентировать детей на те новшества, конкурсы, фестивали, которые вообще есть в России, чтобы ребенок со всеми своими способностями, смог проявить себя. Они же будут сопровождать детей в этом. Потом, они будут инициировать и поддерживать детей в деятельности детских общественных организаций. Задача, конечно, дойти до каждого ребенка. Не секрет, что сейчас участвуют одни и те же ребята. Кто-то очень активный, а кто-то тихо сидит. Вот задача этих людей найти всех ребят и максимально их способности увидеть, подсказать им, куда пойти.

- Это какая-то внештатная должность?
- Штатная должность.

- Уже во всех школах выбрали таких людей?
- Нет, с первого сентября вводится, а сейчас идет подготовительный этап.

- Кто в школах займет эту должность?
- Во-первых, с первого сентября у нас не во всех школах такая должность вводится, а на следующий год - во всех. В Ярославле будет во всех, в сельских школах - не во всех. Эти все люди проходили конкурс, организованный в Москве Росдетцентром, Министерством просвещения, куда люди подавали заявки. Прежде всего это люди с педагогическим образованием, с высшим образованием "Социология", "Организация работы с молодежью". Это заинтересованные в данной работе люди, которые любят работать с детьми, которые достаточно хорошо коммуницируют с педагогическим коллективом, с классными руководителями. Поэтому это педагоги, социальные педагоги, работающие сегодня в школах психологами, педагогами-организаторами. Есть ребята, которые работали с молодежью в системе молодежной политики. Есть выпускники педагогического университета. Все они прошли конкурс, у них было индивидуальное собеседование, они писали резюме, свои достижения. Отбор происходил так, что на одно место было по 2 человека. Всего было около 480-ти заявок.


Сколько платят

- А какая зарплата?
- А зарплата средняя, как по экономике области.

- То есть как у учителя?
- Сегодня пока не решен вопрос о том, что им засчитывается педагогический стаж. У нас сейчас педагогический стаж - это 18 часов. Они будут вести еще уроки. Они могут вести, например, 9 часов русского языка. Получается, в среднем по экономике у них будет.

- А сколько по экономике в среднем?
- По-разному, она у нас меняется. Примерно 36 тысяч. У нас учителя сейчас имеют очень большую нагрузку. Нормальная нагрузка -это 18 часов, чтобы успевать проверять тетради и готовиться к урокам. А из-за нехватки учителей, они ведут и по 36 часов.

- Следующий вопрос как раз про нехватку учителей. И хотелось бы уточнить нехватку в цифрах.
- Сегодня цифра абсолютно не актуальна, потому что у нас основное движение учителей идет в августе, как и выпуск из вузов. Прием на работу, в основном, идет с 15 по 25 августа. Поэтому цифра появится тогда. Если смотреть сейчас, то динамика чуть меньше, чем в прошлые годы. Не хватает 100 точно.

О нехватке учителей


- Слышала, вы говорили, что если ситуация не изменится, то будут привлекать специалистов из детского сада.
- Я говорила о том, что мы привлекаем воспитателей детских садов в качестве общественных наблюдателей на едином государственном экзамене. Воспитатели учителями у нас не работают, если только они сами не пожелают.

- На самом деле сегодня разговор такой начинают вести. В Ярославской области такого нет. Но на самом деле ведется разговор о том, что выпускники колледжей, выпускники педагогического университета, которые шли на дошкольное, а потом, наверное, смогут работать в школах, пройдя переподготовку.

- Почему такая ситуация, что учителей мало, а воспитателей много?
- Нет такой ситуации. И тех, и тех мало. Это начинают обсуждать, потому что идет падение рождаемости, детей становится меньше. И воспитатель тоже должен иметь педагогическое образование.

- Какие действия сейчас предпринимаются, чтобы решить вопрос нехватки учителей?
- Мы сильно озадачились тем, что у нас действительно сегодня не хватает педагогов. Мы уделяем внимание профориентации с точки зрения подготовки специалистов, ориентации детей на профессию в экономике и так далее. Сейчас мы создаем педагогические классы в школах, увеличиваем их количество, где ребята, помимо основных образовательных программ, еще и в рамках внеурочной деятельности знакомятся с психологией, практической деятельностью. У них есть ориентир для поступления в педагогический вуз на педагогические специальности. Также мы максимально рекламируем целевые места в педагогических вузах, где со школой и муниципалитетом заключается договор, на основании которого студент поступает, имеет льготы, а, закончив вуз, идет работать в школу, с которой заключил целевой договор. Ну и мы плотно работаем с педагогическим университетом, чтобы студенты приходили к нам, и они приходят. Уже есть все необходимые нормативные документы, подтверждающие, что после 3-го курса студенты имеют право работать. Они ощущают себя молодыми педагогами. У них есть надбавки. А сейчас уже замахиваемся на другие педагогические университеты соседних городов.

- А откуда к нам еще ездят учителя?
- Ездят из Иваново.

Об обязаловке трудится


- Было предложение привлекать детей в обязательном порядке, без разрешения родителей, к полезному труду.
- Это нормально, когда дети приводят рабочее место и свою школу в порядок.

- Имеет ли право школа, с точки зрения закона, привлекать детей к прохождению летней практики, а родителей заставлять идти на субботник?
- Сегодня такого права нет, но вы слово сказали "привлекают", это значит, что предлагают. Вот то, что сегодня готовится нормативно-правовой акт новый о трудовом воспитании - это точно. На федеральном уровне этот вопрос рассматривался, уже есть законодательная инициатива. Он предполагает привлечение ребят к труду в школе. Почему бы не привлекать детей. Там они и общаются и ухаживают за школой.

- Можно скажу свое мнение? Почему мне не хотелось ходить на практику? Я не ходила, хотя приглашали. А потому что к 8:30. А летом хочется выспаться. Тогда сделали бы время какое-то удобное. Действительно, ребенку хочется поспать, или ребята едут в отпуск с родителями, или к бабушкам и дедушкам. А родители еще и работают и не могут быть всегда рядом с детьми.
- Есть и другое мнение. Давайте честно - спать много вредно, зарядка нужна. Это же и приучение к самостоятельности. Дети и в 7 лет уже сидят одни дома после школы. Но подождем выход документа.


Если не дают продленку


- Все ли первоклассники смогли попасть в школы в этом году?
- Процесс еще идет, достаточное количество мест у нас еще свободно, более 300, поэтому если кто-то не попал, пожалуйста, звоните в Департамент образования, там направят в нужный отдел. Это первый вариант. Второй: на нашем сайте мы каждый день обновляем количество свободных мест.

- А есть школы, в которые сложно попасть? Желающих много, но не все попали.
- Конечно, каждый год такая ситуация у разных школ.


- Ребенок идет в первый класс, в школе не дают продленку. Куда обращаться? Имеют ли право отказать в продленке?
- Сложный вопрос, потому что, зачастую, отказывают в тех школах, в которых физически некуда посадить детей, поскольку вся вторая смена также работает и занята. Поэтомунужно решать индивидуально. По законодательству продленный день не является обязательным. И по закону она за счет родителей должна быть.

- Как вы относитесь к тому, что профильные классы начали делать уже с 5-ого класса и детей перемешивают? Не рано ли это?
- Мы в этом году, помимо педклассов, делаем еще инженерные классы, потому что и на это есть запрос. Нормально к этому относимся. Ребята тоже хорошо относятся. Ведь человек в жизни же коммуницирует с разными коллективами. Сегодня, в соответствии с нашим законодательством, в соответствии с нашими федеральными стандартами, после 9 класса человек может пойти в колледж или в 10 класс. 10 классы стали направлены на профессиональное образование, то есть ребенок после того, как выпустился из школы, в соответствии со своими способностями, интересами и результатами экзаменов, может пойти в тот профильный класс, который есть в ближайшем микрорайоне. Теперь там тоже конкурсы. Поэтому пусть перемешиваются коллективы, пусть дети коммуницируют.

- Все ли школы подписали договор о безопасности с охранными предприятиями? По какому принципу ведется отбор?
- Охранные предприятия выбираются на аукционах по 44-му закону. Во всех школах до 31 мая были, на период ЕГЭ и ОГЭ оставались. Сейчас нет, с сентября снова начнут работать.

- То есть у всех школ сейчас охранные предприятия есть? Это какая-то одно предприятие?
- Да, у всех есть, но у многих разные. Несколько охранных предприятий.

...

  • 0

Популярное

Последние новости