Советский «Чарлик» АЗЛК 2140 спустя 40 лет еще не старичок

Обзор последнего автомобиля семейства «Москвич-407»

От автора

В эпоху стремительного технического прогресса ежегодно появляются десятки новых автомобилей, обновляются или снимаются с производства уже существующие. Однако совсем забывать о том, что было раньше, не стоит, поскольку отечественный автопром в свои лучшие годы, мог запросто заткнуть за пояс иностранных конкурентов.

Чтобы сохранить частичку истории и передать ее вам, уважаемые читатели, я начинаю серию обзоров автомобилей ушедшей эпохи нашей страны. Эти автомобили стали истоками отечественной школы автомобилестроения. Так, во времена выпуска проходимость «Чарлика», как его называли в народе, была вполне сопоставима с ВАЗовской Нивой. Только вот Нива была полноприводной, а «Москвич» - нет. Про иностранные аналоги и говорить не стоит — они строились для хороших дорог и в Союзе безнадежно вязли даже на легком бездорожье.

Общая характеристика автомобиля

Москвич 2140 во время своего выпуска считался автомобилем малого класса и при средней зарплате в стране около 200 рублей он стоил немного более 10 тысяч рублей. Для сравнения: советская микролитражка ЗАЗ-965 в 1960х годах стоил 1700 рублей, а в 1970х «Запорожец» можно было купить за 2500 рублей.

Инженеры московского завода АЗЛК во многом сохранили конструкцию предшественника автомобиля, модель «Москвич 412», доработав ее. Причины такого вполне стандартного хода были ясны — сборка и отладка новой производственной линии требовала времени и денег. Ни того, ни другого у предприятия было не густо.

В отделке салона этого использовались более качественные, по сравнению с предыдущей моделью, материалы, почти не было «голого» железа в салоне. Переднюю панель для АЗЛК 2140 разрабатывали американские и советские специалисты. Из внешнего дизайна исчез практически все хромированные элементы, так популярные в начале 1970х. Передние тормоза на автомобиль ставились более совершенные и эффективные, дисковой конструкции.

Из-за этих особенностей кузов М-412 на новую модель "переехал" почти без изменений, сохранив свои основные недостатки. Так, соотношение "высота-ширина" было выбрано неверно: машина получилась слишком высокой и слишком узкой. Это серьезно влияло на склонность машины к кренам на поворотах и, как следствие, на управляемости и комфорте. Помимо этого новая модель унаследовала и главный минус "Москвичевской" коробки передач: процесс поиска нужной передачи был похож на попытку найти ее в стакане с чаем, то есть с минимальными шансами на успех.

«А сердце — пламенный мотор»

Двигатель объемом 1.5 литра никогда нареканий не вызывал. Наверное потому, что он представляет собой практически полную копию 6-цилиндрового рядного двигателя BMW без двух поршней. 75-сильный агрегат разгоняет автомобиль до 100 километров в час за 19 секунд, что в 1970е годы было весьма достойным показателем для сравнительно тяжелого автомобиля. Так, самый доступный в те времена автомобиль «Запорожец» разгонялся до «сотни» за 36 секунд.

Окончание производства

К 1988 году производство всех версий АЗЛК 2140 было остановлено. Доподлинно не известно, сколько этих автомобилей удалось собрать. Есть сведения, что двухмилионным автомобилем завода стал «Москвич 408», а трехмилионным — уже М-2140. Где-то в этом промежутке «затерялся» М-412. Следовательно, не менее 300 тысяч «Москвичей 2140» сошло с конвейера завода за 12 лет выпуска. Позднее конвейерные линии принесли в жертву массовому производству новинки автозавода, первого переднеприводного "Москвич 2141". Эта машина заслуживает отдельного обзора в следующих выпусках нашей рубрики "Тест-драйв". Скажем только, что после смены руководства завода, было решено создать автомобиль, по классу занимающий положение между «Жигулями» и «Волгами».

Общая оценка модели

Как и предшественники, этот «Москвич» разрабатывался для дорог, очень похожих на те, которые сейчас имеются в Ярославле. То есть, для постоянных кочек, ям и грязи. Потому и основной расчет в автомобиле был на его надежность и ремонтопригодность. Говоря простыми словами, эту машину довольно просто починить, легко обслуживать и практически невозможно «убить». Эти три качества подтверждаются количеством доживших до наших дней автомобилей. Даже с насквозь гнилым кузовом они продолжают ездить и еще могут потягаться с некоторыми современными иномарками.

А теперь к минусам. Этот автомобиль не был лидером продаж на внутреннем рынке, и за рубежом тоже особым спросом не пользовался. Все потому, что именно с запуском этой модели связано снижение качества сборки на заводе. Кузова покрывали «левой» грунтовкой, качество краски в те времена тоже было не на высоте. К тому же основной конкурент, Волжский автозавод, с его новыми моделями уверенно лидировал по продажам автомобилей. Особенно низким качество автомобилей АЗЛК было с 1984 по 1986 годы. Именно в эти года произошло становление Тольяттинской новинки ВАЗ-2108, ставшей одной из лучших отечественных разработок гражданского автопрома. Тем не менее, модель АЗЛК 2140 все еще продавалась и была известна за пределами СССР, в том числе в Европе.

...

  • 0

Популярное

Последние новости