История ярославского трамвая: «Пациент скорее жив, чем мертв»
20 сентября 2015Возрастное ограничение6+
«Pro Город» продолжает знакомить с историей общественного транспорта
В рубрике «История Ярославля» «Pro Город» продолжает знакомить с историей электротранспорта. В прошлый раз мы рассказали о становлении трамвайной системы в Ярославле, о первых годах городского электрического транспорта, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться на первых порах горожанам, и о маршрутах трамвая периода до 1960-х годов. Сегодня речь пойдет о новейшей истории этого вида транспорта. Итак, к 1963 году трамвай в Ярославле пребывал явно на подъеме своего развития. В городе работало несколько маршрутов, при этом планировалось открытие новых. Какие же линии были? - Площадь Подбельского (Богоявленская) – Московский вокзал по Большой Московской улице (Московскому проспекту). - Площадь Подбельского – улица Большая Федоровская – Комсомольская площадь. - Площадь Подбельского – улица Большая Октябрьская – Ярославль Главный. - Площадь Подбельского – площадь Волкова – Красная площадь. - Красная площадь – улица Советская – Шинный завод. - Красная площадь – улица Гражданская (проспект Октября) – кольцо у Транссибирской магистрали (кольцо за остановкой «Областная онкологическая больница»). - Красная площадь – улица Гражданская (проспект Октября) – улица Чкалова. Кроме того, начиналось строительство ветки на Нефтестрой, а на улице Гагарина – нового депо. Однако развитие троллейбусного и автобусного движения с 1950-х годов постепенно вымещало трамвайное. Рано или поздно в истории трамвая должен был наступить переломный момент. И он наступил. В середине 1960-х. В 1965 уже уложенные пути на Нефтестрой были варварски сняты, а депо решили переоборудовать в троллейбусное. В 1967 году закрыли линию Красная площадь – Шинный завод. Там пошел троллейбус. В 1968 году ушла в прошлое линия площадь Волкова – Красная площадь – проспект Октября – площадь Карла Маркса. Трамвай пустили в обход через улицы Большую Октябрьскую, Победы, Володарского по несколько ранее проложенной линии. В 1969 году была закрыта линия улица Большая Федоровская – Московский вокзал. И осталось всего три маршрута трамвая: 1 – Торговый переулок – Улица Чкалова. 2 – Моторный завод – Площадь Подбельского – Комсомольская площадь. 3 – Торговый переулок – Ярославль Главный. Правда, в часы пик еще ходил дополнительный 1А, от улицы Свердлова до Чкалова. А в 1975 году трамвайную систему ждал новый удар. Закрыли движение по Московскому проспекту. «Двойка» пошла на Перекоп через Толбухинский мост. Правда, вскоре открыли дополнительный маршрут Комсомольская площадь – Московский проспект. Он получил номер 4. «Двойка» же ходила на Перекоп от Моторного завода, а чуть позже конечная была перенесена в центр города. Все в том же 1975 году ушла в прошлое конечная на площади Подбельского. Линия Торговый переулок – площадь Подбельского была закрыта, а кольцо перенесено в Мукомольный переулок, где и обосновалось на долгие годы. На этом череда «варварства» завершилась, и началось строительство новой линии. Пошла она в активно застраивающийся Северный жилой район. Причем линия эта изначально развивалась как скоростная, а потому пути укладывались не посреди проезжей части, а отдельно от нее. Кроме того, специально для трамвая у Лакокраски оборудовали целый путепровод, а на Ленинградском проспекте построили депо № 4. Движение открылось 1 ноября 1977 года. Трамвай пошел от улицы Елены Колесовой до Моторного завода. Здесь нужно сделать небольшое отступление. Трамвай в нашем городе мог получить куда большее развитие, если бы не конфликт интересов тогдашних градоначальника и губернатора. Градоначальник Горулев всецело выступал за развитие трамвая и хотел его пустить в Северном жилом районе по Ленинградскому проспекту и даже задумывался о связи Дзержинского и Фрунзенского районов по выделенной трамвайной линии. А губернатор Лощенков не очень любил этот транспорт. И максимум, на что дал добро, – это линии на улицах Труфанова и Блюхера. Таким образом, мечтам Горулева не суждено было сбыться. А многочисленные споры на «трамвайную» тему привели его лишь к инфаркту. Линия на Труфанова возводилась в конце 1970-х годов в три этапа. Сначала кольцо было на улице Елены Колесовой (оно там есть и по сей день), затем – на Панина в районе нынешнего магазина «Лори» и потом – на Волгоградской, где так и осталось до нашего времени. Между тем, развитие трамвайной системы продолжалось. В 1979 году все остававшиеся однопутными участки получили вторые пути. В 1980 у моторного завода соорудили путепровод через Трансиб (даниловское направление железной дороги), и произошло соединение двух трамвайных систем города. От Волгоградской улицы до Комсомольской площади пошел маршрут № 5. А маршрут № 2 для удобства был укорочен до Мукомольного переулка. В 1981 году открыта линия от завода сантехзаготовок (нынешний «Центр Омега») по улице Блюхера. Здесь пошел маршрут Моторный завод – Улица Блюхера, получивший номер 6. Маршрут № 7 соединил улицу Волгоградскую и Мукомольный переулок. Первый же брагинский маршрут, соединяющий СЖР с Моторным заводом, получил цифру 8. А в 1985 году открыта последняя линия. Она прошла по улице Бабича от Волгоградской до больницы № 9. Маршрут получил номер 9. Таким образом, к концу 1980-х в Ярославле существовали такие маршруты: 1 – Мукомольный переулок – Улица Чкалова. 2 – Мукомольный переулок – Комсомольская площадь. 3 – Мукомольный переулок – Ярославль Главный. 4 – Комсомольская площадь – Московский проспект. 5 – Комсомольская площадь – Улица Волгоградская. 6 – Моторный завод – Улица Блюхера. 7 – Мукомольный переулок – Улица Волгоградская. 8 – Моторный завод – Улица Волгоградская. 9 – Моторный завод – Больница № 9. Кроме того, парк вагонов обновлялся регулярно, многие проходили капитально-восстановительный ремонт. Правда, пик продолжался не очень долго. Уже в 1989 году закрыли маршрут № 5, а через год – № 8. Сделали это, чтобы исключить дублирующие маршруты, линии же никакие не закрывались.Кстати, ранее pg76.ru рассказывал о том, как в Ярославле встречали Валентину Терешкову после легендарного полета.