История общественного транспорта: в советское время в Ярославле работало метро!
8 ноября 2015Возрастное ограничение6+
Правда, было оно наземным, да и просуществовало недолго
«Pro Город» продолжает знакомить с историей ярославского электрического транспорта. Ранее мы уже рассказали, как развивались трамвай и троллейбус. Сегодня речь пойдет о… метро. Оказывается, в прошлом веке был в нашем городе и такой вид транспорта. Правда, было это метро наземным, да и просуществовало недолго. Впрочем, обо всем по порядку. Каждый, кто хотя бы раз был в брагинском «Аксоне» или въезжал в Северный жилой район, на улицу Громова, со стороны окружной дороги, наверное, замечал, что на городской окраине расположилась небольшая железнодорожная станция. Имя ей – Молот. Такое название она получила благодаря находящемуся неподалеку совхозу. Он был создан на базе коммуны в 1928-1929 годах и имел животноводческое направление. Сама станция Молот же была открыта чуть позднее, в 1936 году. Именно с ней неразравно связана история ярославского наземного метро. В советское время Молот был своеобразным сердцем, от которого отходили артерии – железнодорожные ветки к крупным промышленным предприятиям. Например, шла ветка к станции Молот Товарный, были и пути к заводам – Лакокраске, кислородному цеху, шинному заводу, Мостоотряду, ТЭЦ-1 и другим объектам. До сих пор на Молот можно попасть со стороны станции Приволжье. Еще совсем недавно активно использовались ветки к хлебозаводу, находящемуся в непосредственной близости от Молота, и овощному складу (ныне ТЦ «Аксон» – да, еще совсем недавно в этом здании располагался оптовый овощной склад!). Ветки эти существуют до сих пор, правда, уже практически не используются. Молот принадлежит к Рыбинскому направлению железной дороги (кстати, именно здесь пробегают поезда, следующие в Северную столицу). Рыбинский ход примечателен тем, что он до сих пор не электрифицирован, даже несмотря на свой «магистральный» статус. Однако если прогуляться по Молоту и окрестностям, можно увидеть остатки контактной сети и электроопор. На самом деле это то немногое, что осталось в память о метро. В прошлом столетии перегон от Депо до станции Молот, а также сама станция Молот действительно были электрифицированы. Более того, провода тянулись по «мостоотрядовской» ветке, что на улице Панина, вплоть до Ленинградского проспекта! У многих возникает вопрос: зачем же были нужны эти провода в городской черте? Ярославские власти к концу 1960-х годов поняли: городской транспорт не справляется с пассажирскими перевозками из промзоны в Северный жилой район. Возникал транспортный коллапс. Перед властями встал острый вопрос: как его избежать? Ответ был таким: Ярославлю нужна внутригородская электричка. И уже с 1968 года началась электрификация участка железной дороги от депо до станции Молот. Затем стали электрифицировать и линию, идущую от Молота к Мостоотряду-6 по улице Панина. Электрификация протянулась до пересечения с Ленинградским проспектом и заканчивалась чуть далее пассажирской платформы, получившей название «Северная». Электрички пустили в августе 1973 года. Пуск их прошел в торжественной обстановке, с оркестром и прочими почестями. Газеты пестрели заголовками: «Пущена первая очередь ярославского наземного метро!». Правда, название «метро» не очень прижилось. В простонародье за электричкой закрепилось название «матаня». Официально же матаня именовалась «Рабочим экспрессом».