Единственным русским был спектакль сербов: критик о фестивале «Будущее театральной России»
Обозреватель ярославских мероприятий Алексей Ежов специально для "Pro Города" подготовил обзор театральных постановок
Вот и завершился XI молодёжный фестиваль «Будущее театральной России». За 7 дней (с 22.04 по 29.04) на сцене Первого русского были сыграны спектакли самых разных жанров, из самых разных уголков России и не только. Единственным спектаклем, русским по духу, но в исполнении иностранных студентов, был «Чайка» Сербской театральной академии. Но сейчас всё-таки о нашем будущем. В этом году в театральную историю вошли такие спектакли, как:
- Война и мир (РИТИ ГИТИС);
- Волшебное оружие Кэндзо (ЯГТИ);
- Иванов (ВГИК);
- Сон молодого человека (РГИСИ);
- Пощёчина (Российская государственная специализированная академия искусств, Москва);
- Страх и отчаяние (Хабаровский государственный институт культуры);
- Над пропастью во ржи (Екатеринбургский театральный институт);
- Жанна плачет, Жан смеётся (Новосибирский театральный институт);
- Время женщин (ЯГТИ);
- Кульминация и Транссиб (Школа-студия МХАТ).
Как вы понимаете, этот год не стал исключением, репертуар богат и любопытен. Из отзывов моих друзей и знакомых, которым можно доверять, известно, что все работы сильные, уверенно сыгранные, актуально поставленные и тепло принятые. Так «Время женщин» нашего театрального института можно смело ставить в основной репертуар Волковского, настолько зрелая и мощная работа, где нет лишних слов и деталей, а собственного чего ещё ожидать от студентов мастерской Андрея Зубкова.
Чужие отзывы хорошо, но свои впечатления как-то роднее. Поэтому перейду к двум историям, которые я запечатлел в своей памяти – первая о спектакле «Над пропастью во ржи», вторая о спектакле-путешествии «Транссиб».
Думаю, большинство вспомнит свои школьные, студенческие годы и прочитанный примерно в этом возрасте роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». 17-летний Холден Колфилд в водовороте своих проблем и приключений, поиска себя и познания окружающего мира, сходит со страниц книги на сцену. И самый главный плюс спектакля из Екатеринбурга – это выбор этого произведения. Мне кажется важным поднимать подобные темы, пропуская их, как это было сделано здесь, сквозь танцы и музыку, через простые декорации и понятные сцены. Как говорится ничего лишнего, по тексту. Ребята молодцы, старались передать все чувства героев, не скажу, что всё получилось на 100%, но, тем не менее, спектакль смотрелся, было на чём зацепиться глазом и мыслью. В этой работе в Колфилде я увидел недолюбленного и одинокого человека. Мне стало его жалко. А мечта его так проста и понятна – ловить таких же брошенных и неприкаянных детей, чтобы они не упали в пропасть, из которой так трудно, а порой и вовсе не возможно, выбраться. А Холден там, на краю и всеми своими поступками кричит: «А может, я тоже хочу, чтобы меня хоть кто-нибудь поймал!».
Но при всём уважении ко всем участникам больше всего меня зацепил спектакль по мотивам путешествия студентов мастерской Дмитрия Брусникина по Транссибирской магистрали, из Москвы во Владивосток и обратно. Не зря он завершал фестиваль, остался, так сказать, на закуску. Уже по названию «Транссиб» заинтересовывает, сразу возникает множество вопросов: причём здесь путешествие, зачем куда-то ехать, зачем показывать это и так далее, и тому подобное. А предыстория проста: в течение двух недель студенты с руководителями едут на поезде по уже упомянутому маршруту, собирая истории попутчиков, случайных встречных, обычных российских граждан, чтобы узнать нашу страну ещё ближе, а потом в течение полутора часов прожить самим подсмотренные, увиденные жизни соотечественников на сцене. Казалось бы ничего замысловатого, уставшие, одинокие, влюблённые, замученные, простые люди рассказывают свои истории, делятся своими мыслями, но это настолько знакомо, что и смешно, и грустно. И в этом смысл документального театра, показать действительность, нашу реальность, но не похоронить всю эту историю в словах и рассуждениях, а просто представить её немного под другим углом. «Транссиб» – спектакль о наших соседях, о наших знакомых, о нас самих, таких, какие мы есть. Это трогательно и немного печально. Но это наша жизнь и наша страна сейчас. А что будет дальше и какое впереди нас ждёт будущее, это уже совсем другая история.
«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек».
Казарновская в Волковском: что будет, если смешать "Евгения Онегина" и "Пиковую даму".