"Этим будут дышать наши дети": эколог из Ярославля о том, чем обернется взрыв на НПЗ
Игорь Шкрадюк рассказал, чем опасен пожар для ярославцев
Администрация Тутаевского района успокоила местных жителей: пожар на НПЗ имени Менделеева в Константиновском сельском поселении ликвидирован. Эколаборатория выявила превышение ядовитых веществ в воздухе, когда производила замер в первый раз. Во второй раз проверки превышения уже не нашли.
Про Город выяснил у Игоря Шкрадюка, эксперта по промышленности и энергетике для экологических активистов России, настолько ли безопасно жить для ярославцев дышать воздухом, после взрыва продуктов нефтепереработки.
-Обычно замер берут на несколько или несколько десятков вредных веществ, - рассказывает Игорь. – Но в атмосферу их выбрасывается сотни, если не тысячи. В новостях нам сообщили, что был взрыв и пожар двух емкостей с нефтепродуктами по 600 кубометров каждая. Взрыв нефтепродуктов происходит тогда, когда их пары смешаны с воздухом и есть искра. Допустить такое можно только в одном случае, когда грубо нарушены правила эксплуатации этих хранилищ и нарушены правила техники безопасности. При взрыве и пожаре выделяется масса всяких веществ: и угарный газ и возможные полиароматические соединения, например, бензол, бензапирены, диоксины и так далее. При этом лаборатория не измеряет бОльшую часть образующихся соединений . Но ведь образуются сотни веществ и измерения, которые проводятся лабораторией дают только часть картины. Пожар потушили за несколько часов, а из воздуха это устраняется в основном путем рассеивания ветром. В результате, этим будет дышать понемножку, но все население Земли.
Эксперт также пояснил, чем это грозит для людей.
-Вот, например, бензапирен имеет сильновыраженное канцерогенное действие. Он провоцирует рак и влияет на наследственность. Диоксины запечатывают поры в окончаниях неврных клеток. Смертельная доза диоксинов для всего человечества (восемь миллиардов) составляет несколько килограммов. но поскольку все это рассеяно, только малая доля этого попадает к нам в легкие. Остальное летает, и этим будут дышать наши дети. Может быть, наши потомки сумеют очистить атмосферу от всего, что мы нагадили. То же самое, с водой почвой и так далее. Но то что эта история на несколько поколений, это определенно.
Игорь Шкрадюк также рассказал о качестве воды, которая течет из-под крана ярославцев и насколько она вредна.
-То, что сбрасывается предприятиями попадает в речки, в Волгу, затем в водозабор водоканала и, наконец, в наши краны. Грязи у нас в воде много, причем подчеркиваю, что лаборатории измеряют максимум несколько десятков веществ, а человечество производит больше миллиона веществ и о большей их части мы даже толком не знаем, вредные они или нет. Наша способность загадить себе среду обитания намного превышает наше знание о последствиях. Фильтры что-то очищают, безусловно, очищают, но не все, конечно.
Эколог рассказал о самых безопасных районах города, по его мнению.
-В советское время в Ярославле было больше заводов, сейчас в атмосферу выбрасывается меньше. Кто жил в советское время на Пятерке, те дышали выбросами литейного цеха с моторного завода. Кто жил в Щедрино, при западном ветре вдыхали выбросы НПЗ. Исторически, в городе считается самым чистым Заволжский район. Сейчас, даже в большей степени, чем работа заводов, на нас влияет автотранспорт. Жить рядом с Московским проспектом, Ленинградским проспектом, проспектом Октября не особо полезно для дыхания. На оживленной автомагистрали концентрация углекислого газа в 3-4 раза выше, чем в среднем в атмосфере. Когда возникает такая концентрация, то возникает повышенная утомляемость, рассеянное внимание и так далее. Да даже, если в школьном классе не проветривать каждую перемену, то там тоже возникает такая концентрация углекислого газа, которая заметно сказывается на внимании, усидчивости, успеваемости детей. И это я говорю только об углекислом газе, не учитывая весь тот спектр веществ, которые выбрасываются из выхлопных труб автомобилей, да еще из-под колес. К сожалению, я не вижу данных по сравнению онкологии в советское время и сейчас. Было очень много исследований об окружающей среде, которые не публиковались. Да в СССР вообще сведения о заболеваниях составляли государственную тайну… А сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда мы очень мало знаем о реальном состоянии нашего здоровья и о том, как именно это связано с выбросами и сбросами в окружающую среду.
О ярославнах, которые в "мужской" работе читайте в телеграм-канале Про Города