Алексей Сабельский: «Ярославские надземные переходы – унижение человеческого достоинства!»
Известный путешественник дал эксклюзивное интервью «Pro Городу»
Алексей Николаевич Сабельский – опытный путешественник, который пишет заметки о городах, в которых ему удалось побывать. Имея за плечами стандартную работу и различные обязательства, вроде семьи, Алексею удается открывать для себя новые уголки мира. Многолетние исследования жизни России, ее народа и быта, позволили журналисту создать проект «Moriarty Magazine: путешествия и экспедиции», в котором он честно рассказывает о плюсах и минусах каждого уголка страны. В своем родном городе (Великом Новгороде) Алексей является одним из главных защитников окружающей среды и благоустройства города.Алексей Сабельский на прошлой неделе посетил и наш город. Он согласился ответить на несколько вопросов журналиста «Pro Города».
- Я ознакомилась с проектом «Moriarty Magazine: путешествия и экспедиции» и меня поразил ваш слог. То, как Вы лаконично и честно рассказываете о впечатлениях по поводу поездки или времени пребывания в дороге. Скажите, можно ли считать, что в ваших словах больше субъективной информации (например, когда вы говорили об «Адских наземных переходах» в Ярославле) или ваш опыт путешественника не зависит от этих внешних мелочей и вы с высокой долей профессионализма выбираете те моменты поездки, которые должен знать любой гость того или иного города?
- Любое мнение субъективно. Кому-то в путешествиях нравится архитектура, а кому-то – кухня. Лично мне в большей степени нравится изучать любой продукт человеческой деятельности, который создаётся сейчас. Поэтому памятники древности меня привлекают уже во вторую очередь.
Но в случае с надземным переходом в Ярославле я высказал вполне объективные вещи. В городах, в среде жилой застройки, пешеходные переходы должны быть только в виде зебры и никак иначе. Ни в одном развитом городе Европы или США вы не найдете надземного или подземного перехода (исключение — страны соцлагеря, но и там их ликвидируют), если он не связан с метро или железной дорогой. Заставлять спускаться под землю или лезть на душную тепличную эстакаду — это унижение человеческого достоинства и ошибка городской власти.
Я, помимо прочего, занимаюсь урбанистикой и городским активизмом, изучаю проблемы городской среды и способы их решения. Много читаю на этот счёт. Но ездить необходимо, иначе можно посчитать, что в блогах известных путешественников понаписаны какие-то сказки. Например, когда мы с другом ехали по Финляндии, меня удивило, что у них даже в самом маленьком городке на пешеходных переходах обязательно есть островки безопасности, сужающие проезжую часть для автомобилей — это заставляет проезжать перекрестки и переходы более аккуратно. Везде развита велоинфраструктура. А лучше всего в этом примере то, что это могут увидеть многие россияне своими глазами и уже после этого требовать того же самого у себя дома.
- Абсолютно с вами согласна. Вы говорите о Европе, США и всей России. География ваших путешествий настолько велика?- На ровном месте можно совершить неожиданные для себя открытия. К примеру, я не ожидал, что полюблю такую скучную, на первый взгляд, страну как Беларусь, где я бывал два раза и отнюдь не проездом и поеду обязательно ещё.
Мои друзья уже несколько лет подряд ездят на Кольский полуостров. А я тоскую по Италии, после которой я не ем местную пиццу и пью только свежезаваренный эспрессо. Три недели там чуть не превратили меня в кулинарного сноба. И вроде бы неправильно возвращаться туда, где уже был, но я не верю в эти штучки, вроде «15 правил настоящего путешественника» или чего-то подобного.
- Вы так интересно рассказываете. Каждое Ваше путешествие – не просто очередная страница в жизни, а целая эпопея, в которой рассказывается обо всем! Как повлияли на Вас путешествия, знакомство с новыми людьми, их обычаями и традициями? С чего, по-Вашему, начинается город? С его традиций, архитектуры, кухни...- Когда я пишу на публику, я преследую две задачи. Первая – это заставлять людей обращать внимание на мелочи и сходить с туристических троп. Вторая – не впадать в депрессию после прочтения текстов про сумасшедших путешественников, проводящих в дороге по несколько месяцев подряд. Я уверяю: большинство устанет через пару недель постоянной смены места жительства, а поехать жить и работать в Таиланд на полгода – это уже не совсем путешествие. Каждый человек способен куда-нибудь уехать, и в этом весь кайф. Мой рекорд от идеи до её реализации составлял шестнадцать часов. Мне ночью позвонили друзья и позвали на следующий день поехать в Минск, а потом и в Киев.
Главное в городе – это его люди. Они строят дома, пишут песни и картины, работают на его предприятиях, открывают кафе, придумывают кухню, за которой потом едут люди из других мест. Путешествия, да и журналистика тоже, научили меня общаться с незнакомыми людьми. Заговорить с кем-то не составляет никакой проблемы. Ещё я по натуре аудиал и информацию о месте люблю воспринимать из устных рассказов местных.
- К сожалению, Вы правы, многим не дано понять этот ритм жизни, поэтому мы, простые обыватели, с наслаждением читаем статьи о новых странах, чтобы хоть как-то раскрасить жизнь новыми красками. Как Вы считаете, именно благодаря такому подходу в изложении своих мыслей – честный рассказ, Ваши заметки интересны многим читателям? Или секрет в том, что Вы повидали так много, что за вашими передвижениями хочется следить?- Не буду скрывать – я совсем не гуру. Но большинство людей, побывавших во многих местах, ничего об этом не рассказывают. А некоторым и нечего рассказать, потому что кроме перемены места они никак не изменили свой образ жизни. Но наука говорит, что отдых – это смена образа жизни, а она не всегда связана с переменой места. Просто люди понимают, когда человек честен, а когда нет. Впечатления от совершенной поездки или события обязательно сопровождаются эффектом присутствия.
- Я понимаю, что для обывателя поездка в другой город уже становится событием месяца, но Вы, человек, который не понаслышке знает о трудностях дороги, какие можете дать советы или рекомендации по вопросу путешествия? Зачем нужны путешествия, если Ваши заметки или заметки любого другого человека, уже дают необходимую информацию о месте. Не кажется ли Вам, что сам процесс поездки, узнавания чего-то нового, станет вторичной информацией, поскольку все давно изложено на всевозможных носителях?- Больше всего мне получилось изучить автомобильные путешествия, к тому же они мне нравятся, навевают ассоциации с легендарными роуд-муви. Тут мы с ребятами набили несколько шишек. Самое главное – правильно оценить свои силы и не пытаться проехать как можно больше. Один день – один крупный город, иначе из воспоминаний останется одна дорога.
Двадцать первый век предоставил отличные возможности для легкого планирования путешествий. Можно срываться с места и ехать, не боясь остаться на улице, если у тебя под рукой есть интернет, где проще простого найти хостел или апартаменты на Airbnb.
Конечно, труднодоступные места – это исключения, и там плохо работают законы глобализации. Поэтому стоит начинать с малого и постепенно усложнять свои запросы.
Можно, конечно, прочитать обо всем на свете, но опыт каждого человека уникален и не всегда объективен. Например, я не могу без смеха читать некоторые «правила» поведения в Италии. Я там был и знаю, что мнение о том, что для посещения церквей нужен дресс-код, ошибочно! Может, в провинции народ и консервативный, но в крупных городах я регулярно видел девчонок в коротких шортах и с непокрытыми головами. Там относятся к этому демократично, и церкви стали уже неким подобием места отдыха от жары и усталости для туристов.
Я, планирую написать свою редакцию «Правил жизни путешественника в Италии», в которой поделюсь с читателями своим опытом, реальным опытом.
- Какие у вас замечательные планы! Будем искать такую книгу на прилавках магазинов! Вы так много говорите о заграничных поездках, а чему научили вас дороги и города России? Конечно, понятно, что запад – другая жизнь, но чем может поразить и удивить путешествие в России? Какие впечатления у вас остались после поездки? Возможно, какой-то город вам больше запомнился, и почему?- Россия – это единое социокультурное пространство, поэтому в некотором роде ездить по ней и находить разные детали и отличия одного места от другого интереснее. Где-то «акают», где-то «окают». У нас, к примеру, говорят «шаверма», а на большей части страны «шаурма». Ярославль как раз из тех городов, которые понравились. Когда я увидел штуки четыре надземных перехода подряд, я сначала поежился от ужасного дизайна и самого факта их наличия. А потом посмотрел ухоженный центр, увидел, что на некоторые улицы ограничили въезд, и можно гулять хоть посреди дороги, и мне понравилось. Осталось все то же самое сделать на остальной части города, где живет большинство населения.
Больше всех российских городов мне нравится Санкт-Петербург. Этим я никого не удивлю. Он и сейчас остается в некотором роде «окном в Европу». В нем больше развита сфера услуг, а обеспеченность кафе превышает аналогичный показатель по Москве. Можно недорого перехватить чего-нибудь в одной из многочисленных столовых. И все же моим любимым городом остается Великий Новгород. Нам в определенной мере повезло с городской средой: у нас тоже ухоженный центр, где хоть как-то, но борются с визуальным мусором. Поэтому мои требования к российским городам изначально высоки, и в некоторых случаях меня будет ждать разочарование.
Тем не менее, городская культура и человеческий потенциал иногда раскрываются вопреки окружению. Казалось бы, Минск – да, ухоженный и чистый, но скучный город на вид, да и развлечений в нем не так много. Но это тот случай, когда любишь город за его людей. На них нам именно в Минске непременно везло.
- Какие у вас планы на будущее? Осталась ли хоть какая-то часть земли, где вы не успели побывать? Можно ли надеяться, что Вы вернетесь в Ярославль и тот неоднозначный опыт, который был связан с посещением города, будет исправлен?- Да ну, я ж мало где побывал. Ну Россия, ну Европа. Это же не весь мир. Вот товарищ по «Moriarty Magazine» Коля Захаров уехал сейчас в Монголию на два месяца, а я в тех краях и не был. Что касается перманентных передвижений – по его части. Моя миссия – рассказывать и вдохновлять, а не поражать рекордами.
В ближайшие планы хотелось бы реализовать мечту и начать совершать тематические экспедиции, чтобы делать по итогам полноценные медийные проекты. Кухня – то, что нужно для изучения. Ну и пиво в последнее время меня все больше интересует – ремесленные сорта, монастырские, традиционные, инновационные. Всякие пэйл эли, стауты и прочее. Выявлять географические особенности кухни, пивоварения, других культурных аспектов. Я по образованию географ, но уже долго работаю журналистом. Глупо было бы не использовать этот потенциал.
А Ярославль нам понравился. Я бы ещё приехал сюда как-нибудь! А это уже хорошо...
Беседовала Мария Плюхина
Ранее порталу pg76.ru эксклюзивное интервью дал экс-нападающий "Локомотива" Владимир Антипов.