«Сына в свой класс не взяла»: откровения учителя из Ярославля о своем призвании

«Сына в свой класс не взяла»: откровения учителя из Ярославля о своем призванииУчительница начальных классов. Фото: личный архив Ларисы Александровны

Какие вопросы чаще задают дети и почему важно разграничивать семью и работу

Разными дорожками учителя приходят в профессию. Лариса Александровна Голицина в детстве хотела стать библиотекарем или врачом, но судьба привела ее в педагогику. На это, конечно, были свои причины: мама и бабушка тоже были учителями, а сама Лариса Александровна сменила больше семи учебных заведений, пока была школьницей. О том, какие вопросы чаще задают дети, почему учительница не взяла сына в свой первый класс и как снять ребенка с дерева во время экскурсии Лариса Александровна рассказала «Прогороду». 

- Я преподаю 31 год, - рассказала педагог, - В детстве я хотела быть библиотекарем или врачом, но так как мои бабушка и мама были учителями я пошла в эту профессию. Получается я педагог в третьем поколении.

В ярославскую школу №28 Лариса Александровна пришла еще школьницей. Ее папа был военным, поэтому приходилось часто переезжать и менять школы. 

- За свою жизни я поменяла больше 7 школ: мы жили и в Подмосковье (там я и родилась), и на Кольском полуострове, под Мурманском, под Архангельском, в Вологодской области жили — я училась в деревенской школе, где было восемь девочек и один мальчик. А в 8 классе мы переехали в Ярославль. Я пришла учиться в школу №28. А мама пришла сюда работать учителем английского языка. Я ее закончила, отучилась в нашем педагогическом университете и вернулась сюда — сначала на практику, а потом в качестве учителя, - рассказала Лариса Александровна. 

Свой первый урок учительница провела в родной школе. Будучи студенткой четвертого курса, она пришла на практику к четвероклассникам. Их педагог на тот момент ушла в декрет, поэтому Лариса Голицина решила остаться и доучить ребят до летних каникул. 

- Довела школьников до летних каникул, а потом ушла сдавать госэкзамены и сессию. Поскольку это был уже четвертый класс, они были всему более-менее обучены, поэтому мне было полегче. Сначала, конечно, были и волнение, и тревога, а потом пришла уверенность и желание продолжать, - поделилась Лариса Александровна.

Выбор на профессию учителя начальных классов пал не случайно. По мнению Ларисы Александровны, прелесть обучать детей именно в этом возрасте заключается в том, что дети только-только начинают изучать мир, учиться новым знаниям и навыкам. 

- Сначала я хотела пойти по стопам мамы — стать учителем английского языка. Но потом решила стать учителем начальных классов. Зацепил возраст детей. В начальной школе ты обучаешь их с нуля: читать, считать, писать. На педагога начальных классов ложится большая ответственность, потому что как ты ребенка научишь, так он дальше и пойдет. Все-таки начальная школа — это фундамент образования, - считает учитель.

Лариса Александровна рассказала, что современные дети, в отличие от тех, что учились 10-20-30 лет назад, более продвинуты в информационных технологиях. У них клиповое мышление, и бывает так, что в некоторых вопросах дети развиваются раньше, а в других остаются пробелы. 

- Дети часто спрашивают значения каких-то непонятных слов, которые они, казалось, уже должны знать или задают кажущиеся элементарными вопросы. Появляется удивление: «Как же так? Вам уже 8 лет, а вы такого еще не знаете». Бывает на литературном чтении читаем классику или сказки, и встречаются слова, обозначающие одежду, например, «кафтан», и вот начинаем размышлять, а что это за одежда. Большая часть вопросов связана именно с нашими исконно русскими словами, - пояснила Лариса Александровна.

В этом, как считает учительница, и заключается прелесть профессии — никогда не знаешь, как пройдет урок. Дети могут задать неожиданный вопрос и запланированный урок меняет свое направление. Но по итогу все равно приходит осознание, что время провели с пользой. Но дети бывают не только любознательными, но и хулиганистыми. 

- В каждом наборе есть дети, которые чем-то отличаются. Кто-то интеллектом — много знает, много умеет, кто-то своими способностями, но есть и проблемные детки. В таких случаях стараешься узнать ребенка получше, пытаешь понять, чего ему не хватает. Особенно мальчики бывают шустрыми, гиперактивными, думаешь, чем его можно завлечь и куда направить его энергию. И тогда все получается, - поделилась педагог начальных классов.

Сложности возникают еще и из-за количества детей в классе. Сейчас Лариса Александровна обучает одновременно 33 ребенка. 

- Бывало и меньше - 22 и 27 человек в классе. Разница, конечно, чувствуется. Все парты в классе заняты детьми, столько глаз на тебя сразу смотрят. Бывает, сложно удержать их внимание, дети разные, все требуют разного подхода. Особенно в 1-ом и 2-ом классе. Как я это решаю? Пытаюсь чаще менять деятельность — пописали, поговорили, отдохнули, что-то сделали самостоятельно, что-то сделали в паре. Из-за такой смены видов деятельности у детей не так часто приходит усталость. Если сравнивать по объему тетрадок, то тоже, конечно, ощутимая разница. Я собираю 33 тетради по русскому языку и 33 по математике, после уроков долго сидишь проверяешь тетради, а потом готовишься к урокам следующего дня. Домой тетради раньше брала, сейчас стараюсь всю работу делать на работе. Потому что дома семья, - отметила учительница.

Семью с работой Лариса Александровна старается не смешивать. У нее есть сын, сейчас он уже взрослый, но много лет назад он пошел в первый класс школы №28 именно тогда, когда его мама набирала новых первоклассников. В ее класс он не попал. Так решила сама Лариса Александровна. 

- Я его к себе не взяла, не знаю, обижался он на это или нет. Он учился в параллельном классе. Все его друзья из садика пришли ко мне учиться, а он попал в другой. Но я считаю, что это правильно, потому что когда свой ребенок учится у тебя в классе, может быть какое-то другое отношение к нему. Можешь быть, наоборот, с ним строже. Я и сама у мамы никогда не училась в классе. Да и сам ребенок другого учителя воспринимает иначе, не будет говорить: «Мам, а ты меня обидела в классе или ты меня спросила, а я не знал». У нас было так: он ходит в школу, а я на работу в школу. А уже вечером учили уроки вместе, - рассказала она.

За 30 лет происходило не мало интересных и каверзных ситуаций. Одна особенно отчетливо запомнилась Ларисе Александровне. 

- Был такой случай. Я водила первоклассников на экскурсию в соседний сквер. А у меня был такой хулиганистый ребенок, который залез на дерево. Так мы и провели экскурсию: класс на земле и один ребенок, сидя на дереве. Потом пришлось уговорами, рассказами убедить его спуститься на землю. И только после этого мы вернулись в школу. 

Лариса Александровна Голицина участвует в конкурсе «Народный учитель». Поддержать любимого педагога можно здесь.

...

Комментарии
  • 0

Популярное

Последние новости