"Так в Брагино или Брагине": учитель из Ярославля о нормах русского языка

"Так в Брагино или Брагине": учитель из Ярославля о нормах русского языкаПро Город, фото из архива Екатерины Моховой

Екатерина Мохова рассказала, чему педагоги могут поучиться у детей

Какие перлы звучат в школьных сочинения? Изменяются ли нормы русского языка? "Подвинули" ли Пушкина? Об этом Про Город поговорил с Моховой Екатериной Евгеньевной, преподавателем русского языка и литературы школы №26 города Ярославля.

 

Кто умней 

Среди современных взрослых бытует мнение, что нынешние дети  и подростки-гораздо менее грамотные, чем старшее поколение. Преподаватель русского языка и литературы из школы №26 Мохова Екатерина Евгеньевна частично развеяла этот стереотип, обозначив, что даже учителям есть, чему поучиться у своих учеников:

-Наши дети грамотны в тех сферах, в которых не совсем компетенты бываем мы, педагоги. Наши дети обладают определённым уровнем компьютерной грамотности. Они сведущи во всех новинках, касающихся гаджетов и их использования. Наши дети гораздо грамотнее нас в сфере коммуникации онлайн-этого навыка сегодня не хватает учителям. Если мы говорим про филологическую грамотность, которая касается правописания, орфографии-это у детей западает, потому что мало читают. Дети сейчас многие слова не могут смотивировать для себя и понять, какое слово правильно писать. Речевой запас  у них не такой обширный, как у взрослых людей, воспитанных ещё при советской школе. Здесь мы грамотней.


Как оказалась,  современные дети, благодаря родителям, не допускают  в своей речти таких ошибок, как "моё кофе" (несмотря на то, что уже допускается форма употребления в мужском роде): 

-Таких ошибок, слава Богу, у моих учеников нет. В плане грамматических норм дети, благодаря, возможно, грамотному общению родителей, они берут эти нормы.


Однако неграмотность у нынешних учеников всё же есть:

-Наверное, речевые повторы. Детям тяжело связно высказать свою мысль. Редко у кого у детей можно услышать разнообразие синтаксических конструкций. Редко ребёнок радует удачно подобранным словом. Речь идёт об уровне "хороший-плохой". Я всегда говорю ученикам, что это уровень начальной школы. Эти слова малоинфомативны, потому что под "ХОРОШИЙ" и "плохой" можно подобрать очень много других синонимов, которые сделают яснее вашу мысль и позволят окружающим понять вас лучше. К сожалению, у детей речь на примитивном уровне. 

 


Не обходится и без перлов в сочинениях:

-Каждый год я участвую в проверке ЕГЭ и ОГЭ. Когда проверяешь-смеёшься. Записывать нам нельзя, а то, что остаётся в памяти-быстро испаряется. Но перлы есть. Это связано с тем, что дети не понимают даже эпоху, о которой они пишут. Из последнего, что возникло в голове: "Преступление и наказание". Например, когда Мармеладов погибает, затоптанный лошадьми, дети пишут о том, что его сбила машина. И тогда я пытаюсь немного адаптировать "Преступление и наказание" под их жизнь. Говоришь будущим студентам, что Раскольников приехал в Петербург как провинциал в большой город, где нужно закрепиться и устроиться, и дети переводят это всё на современные будни: " чтобы строить карьеру".


Ответила Екатерина Евгеньевна и на интересующий многих ярославцев вопрос: как правильно говорить-в БрагинО или БрагинЕ?

-В Брагино. Посёлок был Брагино.


Также Екатерина Евгеньевна рассказала,  какие слова употребляют чаще всего только ярославцы. По словам преподавательницы, когда-то жившей в Иркутске, только в Ярославле называют "расхолодкой" холодную кипяченую воду, которой разбавляют чай.

Мессенджер-это инструмент

Рассказала преподавательница и о влиянии мессенджеров на современный русский язык:

-Мессенджеры-это инструмент. В чьих руках этот инсрумент окажется-то "изделие" и получится, если мы говорим прро речевой посыл, который возникает у пишущего. Если телеграмом, вотсапом или вайбером пользуется человек грамотный, он не будет, во-первых, доверять Т9, во-вторых, он будет анализировать и перечитывать написанное. Если пользуется этим инструментом человек, который либо не знает норм языка либо ими пренебрегает, то, конечно, сообщение будет пестреть ошибками любого рода.

 

Лего не поможет

На вопрос, стоит ли снижать ребёнку оценки за плохой почерк, Екатерина Евгеньевна ответила отрицательно:

-Это моя позиция. Дело в том, что почерк-это характер, это личность ребёнка. Это заложено не нами, это заложено сверху, при рождении. Почерк поддаётся только в той мере, в которой ребёнок будет себя контролировать, но писать каллиграфически идеально он не будет. С чем может быть связан плохой почерк-дети в детском саду (имеется в виду возраст) мало лепят, у них мало развита мелкая моторика. Лего, как способ развить моторику-не тот вариант, который поможет, в отличии от лепки, круп, природных материалов, которые дают детям в детском саду для поделок. У современных детей бич-плохо почерк. Мало занимаются этим дома. Детский сад-это часть дня, в выходные ребёночек с родителями. Если раньше досуг ребёнка больше был направлен на какое-то мастерство, то теперь это-просмотр телевизора. В лучшем случае это Лего.


Но, как оказалось, не поверять не читаемые работы преподаватель имеет полное право.

Почему школьники не любят классику 

-Говорить о том, что современные дети не читают вовсе-это ошибка. Дети не читают классику, которая очень далека от народа, потому что те реалии, о которых написано и тот язык, которым написан "Недоросль" без учителя-"переводчика", который интересно расскажет им про  историю создания произведения, интересно расскажет им прj взаимоотношения героев, про особенность эпохи, в которую создано это произведение, ребёнку оно тяжело для восприятия. И сам, самсостоятельно, ни Фонвизина, ни Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" ребёнок читать не будет. Наивно полагать, что дети не читают. Дети читают антиутопии, современную литературу-того же Глуховского, и читают с удовольствием. Ольга Громова "Сахарный ребёнок" повесть, недавно вышедшая. Детям это интересно. 


 В последнее время в нашей стране идёт тенденция на запрет различной литературы, отирицательно влияющей, по мнению специалистов, на читателей. Екатерина Евгеньевна сказала, что не считает себя в праве запрещать читать что бы то ни было:

-Я знаю, что иногда берут в руки и читают "Моя сила".  Но  опять же, с какой целью? Если это берётся в руки в качестве исторического документа-это одно.Если в качестве пособия, как строить свою жизнь-это другое. Меня здесь нито не поставил разрешать или запрещать что-то. Я лишь могу высказать свое мнение, если меня спросят.


По словам Екатерины, ученики открывают для себя новое в классике, увидев в этих произведениях в некотором роде руководство к жизни: 

-Вот сегодня мои десятиклассники были удивлены, насколько актуальна "Гроза"Островского.  Мы разговаривали о семейных отношениях в доме Кабановых. Оказывается, это не только про 19 век, не только о положении купеческой жены, это в принципе о том, как нужно и как нельзя строить семейные отношения. Что должно быть в семье и чего быть не должно. Произведения в таком возрасте доходят до детей. Они не случайно названы классикой-они вневременные. Они поднимают вопросы не только актуальные для того времени, они актуальны по сей день.

 

На 5 знает только Бог

Екатерина считает, что идеально знать что-либо не может никто. 

-Взрослым я бы поставила твёрдую четверку. Я переписываюсь с родителями в мессенджерах и вижу грамотных людей. Скажу известную присказку:  "На 5 знает только Бог". Даже я, как учитель русского языка и литературы с большим стажем, в некоторых сложных случаях консультируюсь у своих коллег и обращаюсь к словарю. Всё знать невозможно. Я льщу себя мыслью, что своих детей, которых я учу, я всё-таки приучила в сложных случаях не угадывать, а обращаться к официальным, компетентным источникам. 

Самые оперативные новости Ярославля читайте в телеграм-канале Про Города. Подпишись! 

...

  • 0

Популярное

Последние новости