История ярославского троллейбуса: от начала создания до наших дней
- 17 октября 2015
- 6+
- Александр Романов
«Pro Город» продолжает рассказывать о том, как развивался общественный транспорт
«Pro Город» продолжает знакомить с историей городского общественного транспорта. В прошлый раз мы рассказали о том, как в Ярославле развивался трамвай, какие маршруты работали, а также каковы перспективы у этого вида транспорта в городе. Сегодня речь пойдет о троллейбусе.
История ярославского троллейбуса началась еще в далеком 1936 году. Правда, тогда этот вид транспорта пассажиров еще не перевозил. Зато именно в нашем городе его подвижной состав появлялся на свет: на ярославском автозаводе, легендарном ЯГАЗе (позже ЯАЗе), освоили выпуск троллейбусов. Машины в Ярославле делали для Москвы и Ленинграда. Однако продолжалось это недолго – всего пять лет. Накануне войны, в мае 1941 года, производство троллейбусов передали в Ташкент. После окончания войны производство в Ярославль так и не вернулось, зато четыре года спустя троллейбус впервые вышел на городские улицы.
Торжественное открытие движения состоялось в День Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября 1949 года. Троллейбус пошел по улице Свободы от Всполья (ныне это вокзал Ярославль Главный) до Красной площади. Всего по этому участку курсировали шесть машин.
В дальнейшем троллейбусная сеть продолжала развиваться. Пустили маршруты 2 и 3. Они были примечательны тем, что являлись круговыми и работали по схожей схеме. «Двойка» двигалась по часовой стрелке, «тройка» – против. «Тройка» двигалась от Красной площади до площади Волкова, далее по улице Свободы, проспекту Толбухина до Юбилейной площади, затем по проспекту Ленина до Октябрьской площади. «Двойка» же проходила по улицам Республиканской и Пушкина.
В конце 1950-х пустили четвертый маршрут. «Четверка» пошла от гостиницы «Турист» до бывшего села Иваньково (впоследствии это маршрут был продлен до фабрики «Красный Перевал»).
Постепенно развивалось троллейбусное движение и в 1960-х годах. И прежде всего на Нефтестрое. После того, как там были «убиты» трамвайные пути, проложили две новые троллейбусные линии. Так пошли маршруты 5 и 6. «Пятерка» связала центр города с улицей Рыкачева, «шестерка» – больничный городок с НПЗ. Депо, которое сначала должно было стать трамвайным, переоборудовали в троллейбусное.
А следующий маршрут, седьмой, связал вокзал Ярославль Главный и шиноремонтный завод. Располагался он на проспекте Октября там, где сейчас завод по производству картона. Несколько лет спустя Брагино и центр связал восьмой маршрут. Девятый затем пошел от шинного завода в Кресты. А «десятка» связала гостиницу «Турист» и Брагино. Кстати, изначально в Дзержинском районе троллейбусное кольцо располагалось на улице Урицкого. Однако по мере застройки «отодвинулось» на улицу Волгоградскую, где и осталось по сей день. Соответственно, линия по Ленинградскому проспекту была продлена. В 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е парк троллейбусов регулярно обновлялся.
Можно сказать, на пике своего развития ярославский троллейбус оказался к концу 1980-х годов. В городе работали десять маршрутов, а один из них, подобно легендарному междугороднему крымскому троллейбусу, даже выходил за пределы городской черты! Правда, протяженность его составляла всего семь километров, да и места за окном были не самые живописные... Речь идет о шестом троллейбусе, курсировавшем от больничного городка до проходной нефтеперерабатывающего завода. Линия его действительно выходила за пределы городской черты и проходила по лесополосе.
А с начала 1990-х годов начался новый этап в развитии ярославского троллейбуса. Его нельзя назвать упадком. Скорее, система просто претерпела ряд существенных изменений. Во-первых, ушли в прошлое круговые маршруты. «Тройка» была перенаправлена на Ярославль Главный и стала ходить оттуда по проспекту Ленина до Октябрьской площади. «Двойка» же от Октябрьской площади пошла в Брагино, до улицы Громова. Ветка по проспекту Толбухина оказалась не нужна. Примечательно, что контактная сеть там висит до сих пор. Седьмой маршрут, подобно второму, пошел до «Красного Маяка» (Октябрьская площадь). Затем оба маршрута, кстати, были продлены до улицы Собинова. Другим конечным пунктом «семерки» стала улица Волгоградская. Путь троллейбуса № 7 пролегал вдоль реки Волги по Полушкиной Роще.
В 1990-е машины в Ярославль продолжали поставляться, правда, качество их было не лучшее. Большинство этих машин прослужили не очень долго. Зато в 1998 году в город впервые приехали сочлененные троллейбусы, в простонародье «гармошки». Они оправдали себя, и их поставки в дальнейшем продолжились. Кстати, несколько этих машин «бегают» по ярославским улицам до сих пор.
Можно сказать, к 2000 году троллейбус на постсоветском этапе достиг пика своего развития. В целом, недостатка в подвижном составе не ощущалось. Всего работали девять маршрутов:
1 – Ярославль Главный – Красная площадь.
2 – Улица Громова – Улица Собинова.
3 – Ярославль Главный – Октябрьская площадь.
4 – Гостиница «Турист» – Фабрика «Красный Перевал».
5 – Богоявленская площадь – Улица Рыкачева.
6 – Больничный городок – НПЗ.
7 – Улица Волгоградская – Улица Собинова.
8 – Улица Волгоградская – Торговый переулок.
9 – Шинный завод – Крестобогородская.
10 – Гостиница «Турист» – Улица Волгоградская.
А затем в жизни ярославского троллейбуса наступил новый этап. И на этом этапе он снова претерпел несколько важнейших изменений. Правда, не обошлось и без потерь: некоторые линии ушли в прошлое. Сначала в 2004 году закрыли сразу три маршрута как нерентабельные. Это 2, 6 и 10. Линия «шестерки» была и вовсе демонтирована. В 2008 году после долгого перерыва Ярославль наконец закупил сразу 50 новых троллейбусов, в том числе пять современных низкопольных «Мегаполисов». А 2009 год ознаменовался новыми потерями для троллейбуса: была уничтожена линия на улицах Пушкина, Собинова и Некрасова, а седьмой маршрут укорочен до Октябрьской площади. В тот же год началась масштабная реконструкция Московского проспекта, которая потребовала закрыть троллейбусное движение (к счастью, временно). Вместо троллейбусов 5 и 9 пошли соответствующие автобусы, а подвижной состав был перераспределен по другим городским маршрутам. Часть машин, правда, была списана. Впоследствии троллейбусы вернулись на Московский проспект, но в меньшем количестве.
Зато все в том же 2009 был продлен первый маршрут – до шинного завода. Был возрожден второй маршрут (правда, подобно «семерке», в укороченном варианте). А кроме того, вновь запущен десятый маршрут, но в совершенно новом «обличье»: связал он улицу Волгоградскую и фабрику «Красный Перевал». А к концу года впервые с советских времен была создана совершенно новая троллейбусная линия – по улице Большой Октябрьской, взамен утраченной летом трамвайной. В декабре там пустили новый шестой маршрут, связавший главный городской вокзал и Богоявленскую площадь.
Весной 2010 года изменения претерпели маршруты 3 и 4. «Тройка» была продлена до «Красного Перевала» и превратилась из одного из самых коротких маршрутов едва ли не в самый длинный. А «четверка» вместо «Туриста» пошла в центр, до Торгового переулка. К концу года, с возобновлением движения по Московскому проспекту, власти приняли решение вновь закрыть десятый маршрут как не оправдавший себя.
После этого каких-либо существенных изменений в организации ярославского троллейбусного движения больше не наблюдалось. Разве что имело место небольшое сокращение выпуска и увеличение интервалов. «Двойки» это, кстати, коснулось больнее всего: на маршруте осталось всего две машины, и в 2015 году власти приняли решение этот маршрут упразднить совсем. Навсегда ли в этот раз или снова нет – покажет время.
В целом, перспективы троллейбуса в Ярославле не выглядят плачевными. С одной стороны, выпуск сокращается. Но с другой, в городе действуют восемь маршрутов, и все они востребованы пассажирами. В час пик все машины идут переполненные. Постоянно ведутся разговоры о продлении брагинской линии до 15 микрорайона, возможном строительстве новых линий, а также закупке современного аналога троллейбуса – электробуса, имеющего явное преимущество в том, что он не будет привязан к контактной сети.
Интересные факты о ярославском троллейбусе
• Ярославль в 1930-е годы имел собственное производство троллейбусов. Их закупали Москва и Ленинград.
• В 1940-1950-е годы водители троллейбусов обедали неизменно в здании гостиницы «Ярославль» на площади Волкова. Точнее, в ресторане «Медведь», который там располагался.
• Ярославский троллейбус славится по всей России и даже за ее пределами наличием в парке троллейбусов МАЗ! На самом деле же это обычные ЗИУ, на которые установлен передний обтекатель и задний борт от автобусов МАЗ. Это отличительный признак машин, прошедших капитально-восстановительный ремонт на военной инженерной базе № 81.
• В Санкт-Петербурге до наших дней сохранился троллейбус (на фото справа), выпускавшийся до войны на ярославском автозаводе. Называется он ЯТБ-1. Его нашли и восстановили уже в наши дни. Более того, он на ходу! И в праздники его можно увидеть на улицах северной столицы.
• Прежний шестой маршрут («Больничный городок – НПЗ») выходил за пределы городской черты, ехал по лесополосе, а за окном водители и пассажиры нередко могли увидеть бегающих зайцев и лосей.
• Троллейбус может разогнаться до 90 километров в час! Один из ярославских водителей еще в 1990-е годы испытал свою машину на скорость, двигаясь однажды вечером по шестому маршруту. Главное условие для развития скорости – ровная дорога, которая в Ярославле, к сожалению, в дефиците.
• Троллейбусы могут ездить и задом.
• Однажды один из водителей, вышедших на утренний рейс, обнаружил, что контактная сеть… пропала. Как оказалось после разбирательств, ее, обесточенную, ночью случайно подцепил поднявшимся кузовом, оборвал и увез водитель самосвала.
• Ярославский троллейбус стал героем многих фильмов: «Экипажа», «Афони» и многих других.