Наверх

История общественного транспорта: в советское время в Ярославле работало метро!

Возрастное ограничение: 6+
проекта Ретро Ярославль
Правда, было оно наземным, да и просуществовало недолго
«Pro Город» продолжает знакомить с историей ярославского электрического транспорта. Ранее мы уже рассказали, как развивались трамвай и троллейбус. Сегодня речь пойдет о… метро. Оказывается, в прошлом веке был в нашем городе и такой вид транспорта. Правда, было это метро наземным, да и просуществовало недолго. Впрочем, обо всем по порядку.
 
Каждый, кто хотя бы раз был в брагинском «Аксоне» или въезжал в Северный жилой район, на улицу Громова, со стороны окружной дороги, наверное, замечал, что на городской окраине расположилась небольшая железнодорожная станция. Имя ей – Молот. Такое название она получила благодаря находящемуся неподалеку совхозу. Он был создан на базе коммуны в 1928-1929 годах и имел животноводческое направление. Сама станция Молот же была открыта чуть позднее, в 1936 году. Именно с ней неразравно связана история ярославского наземного метро.
 
В советское время Молот был своеобразным сердцем, от которого отходили артерии – железнодорожные ветки к крупным промышленным предприятиям. Например, шла ветка к станции Молот Товарный, были и пути к заводам – Лакокраске, кислородному цеху, шинному заводу, Мостоотряду, ТЭЦ-1 и другим объектам. До сих пор на Молот можно попасть со стороны станции Приволжье. Еще совсем недавно активно использовались ветки к хлебозаводу, находящемуся в непосредственной близости от Молота, и овощному складу (ныне ТЦ «Аксон» – да, еще совсем недавно в этом здании располагался оптовый овощной склад!). Ветки эти существуют до сих пор, правда, уже практически не используются.
 
Молот принадлежит к Рыбинскому направлению железной дороги (кстати, именно здесь пробегают поезда, следующие в Северную столицу). Рыбинский ход примечателен тем, что он до сих пор не электрифицирован, даже несмотря на свой «магистральный» статус. Однако если прогуляться по Молоту и окрестностям, можно увидеть остатки контактной сети и электроопор. На самом деле это то немногое, что осталось в память о метро.
 
В прошлом столетии перегон от Депо до станции Молот, а также сама станция Молот действительно были электрифицированы. Более того, провода тянулись по «мостоотрядовской» ветке, что на улице Панина, вплоть до Ленинградского проспекта! У многих возникает вопрос: зачем же были нужны эти провода в городской черте?
 
Ярославские власти к концу 1960-х годов поняли: городской транспорт не справляется с пассажирскими перевозками из промзоны в Северный жилой район. Возникал транспортный коллапс. Перед властями встал острый вопрос: как его избежать? Ответ был таким: Ярославлю нужна внутригородская электричка. И уже с 1968 года началась электрификация участка железной дороги от депо до станции Молот. Затем стали электрифицировать и линию, идущую от Молота к Мостоотряду-6 по улице Панина. Электрификация протянулась до пересечения с Ленинградским проспектом и заканчивалась чуть далее пассажирской платформы, получившей название «Северная».
 
Электрички пустили в августе 1973 года. Пуск их прошел в торжественной обстановке, с оркестром и прочими почестями. Газеты пестрели заголовками: «Пущена первая очередь ярославского наземного метро!». Правда, название «метро» не очень прижилось. В простонародье за электричкой закрепилось название «матаня». Официально же матаня именовалась «Рабочим экспрессом».
 
 
Всего было 4-5 пар электропоездов от Приволжья и пара от Ярославля Главного. Они шли по соединительной ветке, примыкающей к рыбинской линии на 285-м километре. На этой ветке был еще один остановочный пункт, кстати, с высокой платформой, – «Моторный завод». Рабочих, трудившихся на этом заводе, в основном и возило ярославское метро! Как вспоминают старожилы, вагоны ярославского метро в те годы из Дзержинского района шли переполненные.
 
Однако просуществовать ярославскому «метрополитену» пришлось не очень долго: уже в 1977 году от моторного завода до Северного жилого района построили изолированную трамвайную линию, которая оказалась куда короче «электровозной», а значит, добираться на трамвае стало быстрее. Электричка оказалась попросту не нужна. А после того, как трамвайную линию стали продлевать до улицы Волгоградской (1978), контактная сеть трамвая вовсе помешала контактной сети электропоездов на перекрестке улиц Панина и Труфанова. В результате провода сняли, а движение матаней прекратили. Линия стала использоваться только для грузовых перевозок с Мостоотряда.
 
До Молота от Ярославля Главного иногда еще назначали электрички в 1980-х и даже в 1990-х, но затем и это прекратили. На станции Молот контактную подвеску сняли полностью к середине 2000-х.
 
Сейчас все, что в черте города осталось в память о ярославском метро – это платформа «Северная» на улице Панина. Правда, с каждым годом она все сильнее разрушается и зарастает кустарником. Железнодорожные пути, связывающие Мостоотряд с Молотом, сейчас уже тоже практически не используются, и все больше их заполоняет бурьян и кустарник. А на перегоне от Молота до локомотивного депо до наших дней сохранилась контактная сеть и опоры. Столбы пока не спешат убирать, несмотря на то, что подвеска уже совсем не используется вот уже почти четверть века.
 

А вы знали, что в советские годы в Ярославле существовало такое наземное метро? Оставляйте комментарии под публикацией.

Что касается Молота, то на нем подвеска не сохранилась. На станции сейчас семь путей, здание вокзала и одна низкая посадочная платформа. Через станцию ходят грузовые и пассажирские поезда до Рыбинска, Бологого, Санкт-Петербурга и многих других городов. В день там останавливается по три пары пригородных поездов. И все составы там таскают тепловозы.
 

Комментарии 17

08 ноября 2015, 22:30 Полина
Вообще статья ни о чём. Этому автору давно пора убиться свой тупой башкой о стену.
09 ноября 2015, 07:49 Ann
Очень интересно!Всегда хотелось узнать, зачем напротив дома ж/д пути и почему я никогда там не видела ни поездов, ни чего то ещё))Спасибо, что рассказали))
09 ноября 2015, 08:26 Горожанин
а что за термин 'середина 2000х' о каком годе речь?
09 ноября 2015, 09:16 сергей
Очень интересно спасибо. А так называемой полине хочется сказать- ты бестолковая никчемная дура.
09 ноября 2015, 13:15 Сергей
К сожалению, сейчас от Приволжья до Молота уже по прямой не доехать. Участок в 1,5 км возле Пятовского растащили на металлолом ещё лет 20 назад.И я, к счастью, застал то время, когда по этому участку бегала электричка.
09 ноября 2015, 13:51 Гость
Забавные воспоминания, лет этак через 20 так же вспомнят о электрификации окрестных деревень, а может и городов.
09 ноября 2015, 15:48 Горожанин
Полина! Вы, наверное, очень талантливая, интересная и злобная, завистливая особа. На что Вы сами-то способны? 
09 ноября 2015, 22:57 Горожанин
Горожанин
а что за термин 'середина 2000х' о каком годе речь?
автор, к тебе вопрос!
09 ноября 2015, 23:53 даша
Горожанин
автор, к тебе вопрос!
автор тебе не ответит, так как он сам не знает о чем писал. ума нет - считай калека. хотя тут все такие. таких журналюг нада отстреливать)))
09 ноября 2015, 23:56 даша
То чувство когда читаешь комментарии в каждой статье и понимаешь, что комментаторы умнее всех здешних журналистов вместе взятых))
11 ноября 2015, 16:32 Анонимусъ
Аффтар, убей сибя ап стену. Фотография вагона электропоезда — не та. В Ярославле электропоезда серии «С» были на 1500 вольт, в отличие от московских. Да и надпись над окнами «Мск» каг бэ намекает, что состав принадлежит Московской железной дороге и дальше Александрова он кататься не может.
15 ноября 2015, 22:44 Сергей Владимирович
Очень приятно вспомнить детство!
15 ноября 2015, 23:55 ГОСТЬ
Да, в те времена правил царь Фёдор, который не любил трамвай и очень не хотел его пускать в СЖР. Было принято решение обойтись этим "метро". На практике оказалось, что это ошибочное решение. Пришлось согласиться на трамвай, но и здесь из-за не любви к нему, он на Колесовой свернул его влево, приблизив к жилым домам. А по Генплану того времени трамвай должен был пойти до конца по Дзержинскому проспекту (была выделена 40 метровая зона) до ул. Волгоградская. Чуете во что обходятся ошибки не грамотных руководителей. При таком потоке пассажиров только трамвай бы справился по главной магистрали и частично на обособленном полотне. Отстали на 30 лет, смеются гости (специалисты общественного транспорта)приезжающие с Запада.
17 ноября 2015, 09:28 Горожанин
ГОСТЬ
Да, в те времена правил царь Фёдор, который не любил трамвай и очень не хотел его пускать в СЖР. Было принято решение обойтись этим "метро". На практике оказалось, что это ошибочное решение. Пришлось согласиться на трамвай, но и здесь из-за не любви к нему, он на Колесовой свернул его влево, приблизив к жилым домам. А по Генплану того времени трамвай должен был пойти до конца по Дзержинскому проспекту (была выделена 40 метровая зона) до ул. Волгоградская. Чуете во что обходятся ошибки не грамотных руководителей. При таком потоке пассажиров только трамвай бы справился по главной магистрали и частично на обособленном полотне. Отстали на 30 лет, смеются гости (специалисты общественного транспорта)приезжающие с Запада.
Во-первых, нет "Дзержинского проспекта" - есть пр-т Дзержинского.Во-вторых, как это трамвай мог идти по пр-ту Дзержинского до ул. Волгоградской, если они параллельны друг другу? 
25 января 2016, 14:55 Arwi
Полина
Вообще статья ни о чём. Этому автору давно пора убиться свой тупой башкой о стену.
А у Вас головка остренькая? А как с извилинами?

Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Ваше сообщение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru