История общественного транспорта: в советское время в Ярославле работало метро!

Правда, было оно наземным, да и просуществовало недолго

«Pro Город» продолжает знакомить с историей ярославского электрического транспорта. Ранее мы уже рассказали, как развивались трамвай и троллейбус. Сегодня речь пойдет о… метро. Оказывается, в прошлом веке был в нашем городе и такой вид транспорта. Правда, было это метро наземным, да и просуществовало недолго. Впрочем, обо всем по порядку.
 
Каждый, кто хотя бы раз был в брагинском «Аксоне» или въезжал в Северный жилой район, на улицу Громова, со стороны окружной дороги, наверное, замечал, что на городской окраине расположилась небольшая железнодорожная станция. Имя ей – Молот. Такое название она получила благодаря находящемуся неподалеку совхозу. Он был создан на базе коммуны в 1928-1929 годах и имел животноводческое направление. Сама станция Молот же была открыта чуть позднее, в 1936 году. Именно с ней неразравно связана история ярославского наземного метро.
 
В советское время Молот был своеобразным сердцем, от которого отходили артерии – железнодорожные ветки к крупным промышленным предприятиям. Например, шла ветка к станции Молот Товарный, были и пути к заводам – Лакокраске, кислородному цеху, шинному заводу, Мостоотряду, ТЭЦ-1 и другим объектам. До сих пор на Молот можно попасть со стороны станции Приволжье. Еще совсем недавно активно использовались ветки к хлебозаводу, находящемуся в непосредственной близости от Молота, и овощному складу (ныне ТЦ «Аксон» – да, еще совсем недавно в этом здании располагался оптовый овощной склад!). Ветки эти существуют до сих пор, правда, уже практически не используются.
 
Молот принадлежит к Рыбинскому направлению железной дороги (кстати, именно здесь пробегают поезда, следующие в Северную столицу). Рыбинский ход примечателен тем, что он до сих пор не электрифицирован, даже несмотря на свой «магистральный» статус. Однако если прогуляться по Молоту и окрестностям, можно увидеть остатки контактной сети и электроопор. На самом деле это то немногое, что осталось в память о метро.
 
В прошлом столетии перегон от Депо до станции Молот, а также сама станция Молот действительно были электрифицированы. Более того, провода тянулись по «мостоотрядовской» ветке, что на улице Панина, вплоть до Ленинградского проспекта! У многих возникает вопрос: зачем же были нужны эти провода в городской черте?
 
Ярославские власти к концу 1960-х годов поняли: городской транспорт не справляется с пассажирскими перевозками из промзоны в Северный жилой район. Возникал транспортный коллапс. Перед властями встал острый вопрос: как его избежать? Ответ был таким: Ярославлю нужна внутригородская электричка. И уже с 1968 года началась электрификация участка железной дороги от депо до станции Молот. Затем стали электрифицировать и линию, идущую от Молота к Мостоотряду-6 по улице Панина. Электрификация протянулась до пересечения с Ленинградским проспектом и заканчивалась чуть далее пассажирской платформы, получившей название «Северная».
 
Электрички пустили в августе 1973 года. Пуск их прошел в торжественной обстановке, с оркестром и прочими почестями. Газеты пестрели заголовками: «Пущена первая очередь ярославского наземного метро!». Правда, название «метро» не очень прижилось. В простонародье за электричкой закрепилось название «матаня». Официально же матаня именовалась «Рабочим экспрессом».
 
 
Всего было 4-5 пар электропоездов от Приволжья и пара от Ярославля Главного. Они шли по соединительной ветке, примыкающей к рыбинской линии на 285-м километре. На этой ветке был еще один остановочный пункт, кстати, с высокой платформой, – «Моторный завод». Рабочих, трудившихся на этом заводе, в основном и возило ярославское метро! Как вспоминают старожилы, вагоны ярославского метро в те годы из Дзержинского района шли переполненные.
 
Однако просуществовать ярославскому «метрополитену» пришлось не очень долго: уже в 1977 году от моторного завода до Северного жилого района построили изолированную трамвайную линию, которая оказалась куда короче «электровозной», а значит, добираться на трамвае стало быстрее. Электричка оказалась попросту не нужна. А после того, как трамвайную линию стали продлевать до улицы Волгоградской (1978), контактная сеть трамвая вовсе помешала контактной сети электропоездов на перекрестке улиц Панина и Труфанова. В результате провода сняли, а движение матаней прекратили. Линия стала использоваться только для грузовых перевозок с Мостоотряда.
 
До Молота от Ярославля Главного иногда еще назначали электрички в 1980-х и даже в 1990-х, но затем и это прекратили. На станции Молот контактную подвеску сняли полностью к середине 2000-х.
 
Сейчас все, что в черте города осталось в память о ярославском метро – это платформа «Северная» на улице Панина. Правда, с каждым годом она все сильнее разрушается и зарастает кустарником. Железнодорожные пути, связывающие Мостоотряд с Молотом, сейчас уже тоже практически не используются, и все больше их заполоняет бурьян и кустарник. А на перегоне от Молота до локомотивного депо до наших дней сохранилась контактная сеть и опоры. Столбы пока не спешат убирать, несмотря на то, что подвеска уже совсем не используется вот уже почти четверть века.
 

А вы знали, что в советские годы в Ярославле существовало такое наземное метро? Оставляйте комментарии под публикацией.

Что касается Молота, то на нем подвеска не сохранилась. На станции сейчас семь путей, здание вокзала и одна низкая посадочная платформа. Через станцию ходят грузовые и пассажирские поезда до Рыбинска, Бологого, Санкт-Петербурга и многих других городов. В день там останавливается по три пары пригородных поездов. И все составы там таскают тепловозы.
 

...

  • 0

Популярное

Последние новости