Ярославна, родившаяся в тюрьме, рассказала, чего боится

Ярославна, родившаяся в тюрьме, рассказала, чего боитсяФото из личного архива Зои Захаровой

У Зои Владимировны в графе "Место рождения" стоит прочерк

У каждого человека в графе “Место рождения” стоит название географического пункта. Редакция “Pro Город” встретилась с жительницей Ярославля, у которой в этой графе стоит прочерк. Зоя Владимировна Захарова родилась в лагере, где ее родители отбывали наказание.
 
Первый муж Клавдии Захаровой, по рассказам его друзей и близких, был прямым человеком, говорил все в лицо. Из-за случайно оброненной фразы он и вся его семья – жена и две дочери – в 1943 году оказались в тюрьме. 58 статья УК РСФСР “Враг народа” отправила Николая на рудники, а его жену с детьми – в ссылку.
 
Клава была шофером, в войну это была очень востребованная профессия, поэтому она продолжила работать, но уже не в родном Ярославле, а в Сыктывкаре. Осенью 1945 года на обледенелой дороге она не справилась с управлением и передними колесами повисла над обрывом. Спас ее еще один заключенный – еврей Владимир Чигирь. Романтическое знакомство не могло закончиться браком – заключенные не могли пожениться, но 4 августа 1946 года у них родилась дочь.
 
Зоя, родившаяся в ужасных условиях, в голодовку, в тюрьме, была болезненным ребенком. Клава оставляла дочерей, старшей из которых было в тот момент 10 лет, на несколько дней одних. Поэтому младенца отдали в круглосуточные ясли. Через несколько месяцев матери вынесли полуживой скелет.
- Забери домой, она через пару дней умрет, а нам статистику портить не надо. У нее дизентерия, - сказала нянечка.
Неизвестно, чем на самом деле болела девочка, но мать выходила Зою.
- Когда через полгода меня принесли обратно в те же ясли, никто не поверил, что это я, - улыбается Зоя Владимировна. - С того момента до 19 лет меня звали Пышкой и Булочкой.
Родители Зои вынуждены были расстаться. Клавдия с тремя дочерьми вернулась в Ярославль.
- Самое первое мое воспоминание – теплоход на котором мы плыли в Ярославль по Волге. Мне было чуть больше года, когда мама решила вернуться. Там начался пожар, и все наши вещи сгорели, - рассказывает Зоя Владимировна.
На малой родине женщину встретили нерадостно. Всем было страшно. Кто-то помогал, кто-то – прогонял. Сначала снимали “угол”, потом им дали половину комнаты в Казармах. Две семьи ютились в одной каморке, спали на сундуках. Черненькая девочка сильно выделялась среди прочих.
- Самое главное, что говорила мама: “Не лезь – хуже будет”. Она всегда всего боялась. Я тоже всю жизнь боялась. Иногда доказывала себе, что могу быть сильной и смелой, но чаще боялась. Я до сих пор боюсь чужого мнения.
Сейчас Зое Владимировне Захаровой 69 лет. В ее свидетельстве о рождении и в паспорте до сих пор в графе “Место рождения” стоит прочерк.
- Я родилась в тюрьме, в лазарете. Мои документы хранятся в Сыктывкаре, но когда туда отправили запрос свидетельство о рождении пришло на новом бланке, но с прочерком.
Фото из личного архива Зои Захаровой
Фото из личного архива Зои Захаровой
Фото из личного архива Зои ЗахаровойФото из личного архива Зои Захаровой

А ваши родственники пострадали от политических репрессий? Свои комментарии оставляйте под публикцией

...

  • 0

Популярное

Последние новости