Progorod logo

Ярославна Юлия Шатохина: "Я одна из пяти женщин-пилотов ралли в России"

3 декабря 2014Возрастное ограничение16+

Девушка успешно выступает на соревнованиях и планирует достичь больших успехов в спорте

Ярославна Юлия Шатохина необычная девушка, которая увлекается сугубо мужским видом спорта – ралли. И не просто увлекается, а сама участвует в соревнованиях и делает большие успехи. Хотя она хрупкая девушка и ей всего 25 лет. О том, как все начиналось, о себе, своей семье и о женственности, Юлия сама рассказала «Pro Городу».

- Юля, скажи, ты давно за рулем?

- На самом деле, права у меня только два с половиной года. Я начала учиться в 18 лет. Но забросила из-за учебы в институте - оставалось мало времени. Спустя время я пришла в другую автошколу и успешно сдала на права.

- Как же получилось так, что ты стала участвовать в гонках?

- Я работала журналистом. А мой инструктор по вождению Иван Воробьев – гонщик и притом успешный. Он трехкратный чемпион России по ралли. Когда я об этом узнала, то захотела сделать материал на эту тему. Стала ездить с ним и командой на соревнования в качестве болельщика, журналиста и фотографа. Понравилось, втянулась. Захотелось самой принять участие.

- Что же нужно сделать, чтобы попасть на соревнования в качестве участника?

- На самом деле, ничего особенного. Конечно, должны быть водительские права и лицензия, дающая право на участие в гонках. Ну и конечно, не маловажное условие – это финансы. Потому что участие на соревнованиях – полностью за твой счет. У гонщиков очень дорогая экипировка. Плюс содержание автомобиля, затраты на дорогу до места проведения соревнования, проживание и питание команды, ну и конечно, транспортировка машины.

- А за участие в соревнованиях гонщики получают материальное вознаграждение?

- В настоящий момент в России нет. У победителей и призеров награда – кубки и грамоты. Иногда, когда у гонки есть спонсоры, победителям дарят что-то для автомобиля.

- Юлия, расскажи о своей первой гонке.

- Много эмоций – это я могу сказать точно. Рев боевого авто – для меня лучшая музыка, скорость, адреналин. И, кстати, до последнего раза я участвовала в соревнованиях в качестве штурмана. Т.е. находилась на пассажирском сидении справа от пилота.

- Что же входило в твои обязанности?

- Штурман – это глаза пилота. За день до гонки экипаж едет на ознакомление с трассой. Машина едет с небольшой скоростью, а в это время пилот диктует штурману стенограмму, на втором проходе они ее проверяют. Стенограмма – это описание скоростного участка дороги от старта до финиша. Сюда входит описание поворотов, ориентиров, особенностей дороги и расстояний между ними, позволяющее водителю выбирать оптимальный режим управления машиной. Штурман во время гонки диктует пилоту стенограмму. Еще хочу объяснить для незнающих, что такое ралли. Гонки проходят, в основном, по дорогам общественного пользования. Они включают в себя специальные участки (СУ или допы), перекрытые для движения. Там гонщики показывают свое мастерство и едут на максимально возможной скорости. И перегоны между СУ , где спортсмены движутся в соответствии с правилами дорожного движения. Ралли проходит по следующему покрытию: летом – грунт, гравий, зимой – снег, лед.

- Не страшно тебе во время соревнований?

-Нет, я вообще люблю скорость, машины и дороги. Пожалуй, больше за меня переживают родители и муж. Но муж старается этого не показывать, чтобы не сбивать мой настрой.

-Он, наверное, перед друзьями хватает, какая необычная у него жена.

-Необычная - это верно. Но скорее гордится, а не хвастает.

-Расскажи, на каких машинах проходят соревнования?

- В ралли спортсмены участвуют на так называемых боевых автомобилях. Они подготовлены в соответствии с требованиями технического регламента: от обычного авто остается по сути только корпус, заменены подвеска, доработан двигатель, вварен каркас безопасности, в салоне отсутствует все лишнее :обшивка, кондиционер.

-Теперь ты участвуешь в гонках в качестве пилота?

- Да, со следующего года я планирую принять участие в Кубке России за нашу ярославскую команду СТК «Мотор» на боевой ВАЗ-2108. Первой же «пробой пера» стала гонка «Ивановский край» - финал Чемпионата ЦФО в Шуе в минувшие выходные. Мы со штурманом Романом Дубовым ехали в зачете «Стандарт» на обычной «восьмерке». Целью гонки была тренировка, мы показали достаточно неплохой результат. Финишировали, а это главное, 12-ми из 17-ти авто. И машина, как ни странно, осталась цела, хотя пару раз я влетела в такие ямы, что думала, она сломается пополам. Эмоции, конечно, не передать словами! Все страхи после старта моментально улетучиваются, появляется только сосредоточенность на дороге.

-Мужчины-гонщики не относятся к тебе пренебрежительно?

-Мои знакомые нет, наоборот, поддерживают, понимают, что для меня это серьезное увлечение. А незнакомые, бывает, считают, что раз я девушка, то ничего не смогу. Но время покажет. Вообще, у нас в России, по-моему, всего 5 женщин-пилотов. И я буду одной из них.

-Тяжело заниматься таким неженским видом спорта?

-Тяжело, конечно. В первую очередь в физическом плане. Во-первых, это постоянные дороги, ты все время или за рулем, или на ногах. Во-вторых, ознакомление с трассой перед соревнованиями всегда очень тяжелое и утомительное. На это уходит целый день, а то и два. Да и сама гонка – непростое испытание. Но я получаю от этого огромное удовольствие. Но, тем не менее, мне удается оставаться женственной. Ничто женское мне не чуждо: я люблю салоны красоты, иногда выбраться за покупками.

-Что можешь сказать о водителях на обычных дорогах?

-Могу сказать одно: в Ярославле, к сожалению, нет культуры вождения. Ралли, кстати, в этом плане дисциплинирует. Большинство гонщиков в обычной жизни – спокойные водители. Что касается ярославцев, то многие не следят за дорожной ситуацией, общаются по телефонам, не уступают друг другу. То же самое могу сказать про пешеходов. Им загорается зеленый свет – и они идут, не думая, а вдруг что-то может произойти. Элементарно, у машины могут отказать тормоза. Но ситуация в городе понемногу налаживается, по крайней мере, хочется в это верить.

-Ты сама придерживаешься безопасного вождения?

- С уверенностью могу сказать, что да. Я всегда пристегиваю ремень. Не потому что меня могут оштрафовать, а потому что так необходимо. И я никогда не сяду за руль, выпив даже глоток вина – это принцип.

-Не обидно слышать такой стереотип, что женщина не может нормально водить машину?

-Я точно знаю, что некоторым женщинам вообще не следует давать права (смеется). Но это же относится и к некоторым мужчинам.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: