Краеугольный камень ОСАГО поставил под сомнение цивилизованность на дороге
Из-за повышения стоимости полисов многие могут отказаться от страхования в пользу штрафов
Уже на следующей неделе, 1 апреля, по всей стране поднимется стоимость полиса ОСАГО. Еще в минувшую пятницу Центробанк грядущее повешение стоимости страховки, о котором так давно идут разговоры в среде автолюбителей. При этом помимо того, что на 40 процентов подскочит стоимость полиса ОСАГО в некоторых регионах изменяются и базовые коэффициенты. Под повышение подпали сразу одиннадцать российских регионов, где страховка в сумме подскочит практически в два раза. К счастью подобные изменения обошли стороной Ярославскую область.
Специалисты отмечают, что основными причинами резкого повышения стоимости полисов ОСАГО стали увеличение страховых выплат вкупе с упрощением процедуры получения денег пострадавшим и значительное подорожание запчастей. При этом для многих остается загадкой чем именно были мотивированы столь значительный рост цены страховки. Как рассказал «Известиям» координатора общественного движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов, ценообразование в сфере автострахования представляет собой «черный ящик».
— Обязательное страхование никогда не подвергалось аудиту со стороны государства или общественности. А причин для повышения, называемых страховщиками, две: первая — удорожание деталей, вторая — рост выплат по жизни и здоровью, так как сейчас упрощен процесс компенсации и ожидается, что выплаты увеличатся на 20 процентов. И тут таится очень интересная история. В 2014 году по ОСАГО собрали 150 миллиардов рублей, а выплатили 90 млрд рублей, тогда как по закону должны были выплатить 120 миллиардов, — сказал Шкуматов. — То есть 30 миллиардов рублей, а это как раз недостающие 20 процентов, затерялись где-то в карманах страховщиков. Поэтому увеличение выплат по жизни и здоровью совершенно спокойно и раньше укладывалось в эту сумму, которую они всегда не доплачивали гражданам. Тогда как по закону они должны выплачивать 77 процентов от сборов плюс три процента в фонд РСА, а 20 процентов оставлять себе на ведение деятельности.
При этом, как отмечают представители страховщиков, изначально при обсуждении повышения стоимости полисов ОСАГО многие бизнесмены предлагали взвинтить цены на 60 — 100 процентов по отношению к действующим тарифам. Центробанк посчитал подобные желания страховщиков необоснованными и согласовал повышение лишь на 40 процентов. Но даже такой шаг возмущает многих автолюбителей и некоторых депутатов, так два представителя партии ЛДПР в Госдуме предлагают заморозить тарифы на полисы ОСАГО еще на два года и вернуться к вопросу повышения стоимости страховки только в 2017 году. Они уже начали подготавливать соответствующий законопроект.
Еще один немаловажный момент скрывается в штрафах за езду без страхового полиса. Как отмечают некоторые специалисты при значительном повышении стоимости полиса для автовладельца многие водители просто перестанут страховать свои автомобили. В свою очередь такая ситуация может перечеркнуть все достижения введения обязательного страхования и откатить ситуацию на дорогах к девяностым годам, когда все спорные вопросы решались не цивилизованным путем, а методом силы. Особенно остро этот вопрос встает на фоне постоянно сокращающегося количества сотрудников ДПС работающих «в поле».