Алексей Горшенев на фестивале «Доброфест» в Ярославской области: «Есенин для меня – прежде всего друг»
24 июля 2016Возрастное ограничение12+
«Pro Город» пообщался с лидером группы «Кукрыниксы»
В рамках фестиваля «Доброфест» «Pro Город» задал несколько вопросов лидеру группы «Кукрыниксы» - Алексею Горшеневу. «Кукрыниксы» — российская рок-группа, основанная Алексеем Горшенёвым. Название происходит от трио советских карикатуристов Кукрыниксы: Куприянов, Крылов и Николай Соколов. Музыкальный стиль группы, в целом укладывающийся в рок, менялся со временем. На первых альбомах группа играла панк-рок, на более поздних отошла от панка, демонстрируя некоторое влияние постпанка. Совсем недавно группа выпустила новую пластинку, получившую название «Артист». Новая работа посвящена всем Артистам – людям особенной судьбы, противоречивого внутреннего мира и непростого жизненного пути. В составивших пластинку песнях лидер коллектива Алексей Горшенёв обращает внимание на суть творческой личности. Эту работу он посвящает и своему старшему брату – лидеру группы «Король и Шут» Михаилу Горшенёву. Накануне выхода нового альбома в рамках фестиваля «Доброфест», проходившего в Ярославской области, «Pro Городу» удалось пообщаться с лидером коллектива – Алексеем Горшеневым. Этот год для группы очень насыщенный. Если свериться с расписанием, то тур лучших треков гармонично перетекает в фестивальную череду и снова осенью продолжается уже другим туром, посвященным новой пластинке. Каким образом строится матрица концертов и кто таким образом планирует вашу концертную жизнь? У нас уже давно не выходило альбома, и вот уже осенью мы, наконец, порадуем наших поклонников новой пластинкой "Артист". Затем отправимся в тур. Программа будет шире, чем в прошлый и позапрошлый год, покруче, и помасштабнее. Что касается организации, это стезя нашего директора. Есть люди, которые хотят, чтобы мы в определенном городе выступили и связываются с ним. Строится концертный график. Приходилось ли вам играть на заказных концертах? Мы никогда не играем заказники, которые несут львиную долю попсового гонорара. Мы люди народного ополчения. Заказники рок-музыки смотрятся несколько непонятно, не для каждого коллектива это нужно и интересно. Если, к примеру, «Чиж и Ко» смогут еще сыграть акустику, то рокеры – они долбят в душу или в мозг. Зачем человеку, который употребил «Джек Дэниэлс» 0,7 в одно лицо – это все нужно? К чему им композиция «Никто» например? А вот композиция «В Питере пить!» - им в самый раз! Вот вам и ответ. Заказники как раз и показывают, кто у нас играет рок-музыку, а кто играет музыку для столовых. Сейчас у многих музыкантов появилась тенденция "возвращения к корням". Что по этому поводу думает группа «Кукрыниксы»? В нашей истории нет лестничного этапа развития. Все идет по наитию и все совершенно случайно. Мы не придерживаемся никакого стиля: ни панка, ни готики, ни каких-то еще удивительных стилей музыки. Я не признаю творческого человека, сидящего в одной яме, и пытающегося что-то доказывать. Мы никуда не уходили, никуда не возвращаемся, а просто делаем свое дело. Алексей, у вас вышли два сольных альбома, посвященных Сергею Есенину: «Жизнь поэта» и «Смерть поэта». Играете ли произведения с этих альбомов на концертах «Кукрыниксов»? И какое место в вашей жизни занимает творчество Есенина? Для меня Сергей Есенин – прежде всего друг. Названные альбомы - это специальная программа, она была написана для концертных выездов. На сцене ДК или малого театра мы ставили псевдотеатральную музыкальную постановочку такую. Там я исполняю роль тени поэта и в тоже время пою. Песни из программы мы иногда исполняем на концертах, выборочно. Сейчас для вас этот проект завершен, или есть еще, что добавить? И есть ли идеи создать проект, посвященных другим поэтам «Серебряного века»? Проект "Есенин" завершен. По поводу других поэтов, зачем? Для меня Блок, к примеру, не друг. Есенина таковым чувствую, я захотел сделать, я сделал. А у других – своя жизнь, свои друзья. К каким еще авторам вы дружески настроены, если не секрет? Шукшин например. Фантаст – Рей Бредбери. Их много на самом деле. Но поймите, Есенина ведь я не просто так выбрал. Это первая рок-звезда. Он мне был интересен, как человек. Не как поэт, а как психолог. Мне было интересно – на сколько он битый пьянством. Это все время рядом. Для существа, который живет с тонкой душевной организацией, вокруг него постоянно пасутся черти. Мне интересно, на сколько близко они были возле него, мог ли он сам их пасти. А Бредбери я не знаю, я только его рассказы знаю. Стихотворения же больше показывают суть человека, чем рассказы, романы и прочее. Поэтому Есенин – самый близкий. У вас выходили две совместные работы с Евгенией Рыбаковой: «Акварели» и «Ты для меня ничего не значишь». Планируется ли в дальнейшем сотрудничество? Это была разовая тема. Мы работали с Женей для альбома «Мелодия любви», и меня попросили написать или что-то такое с ней вместе создать. Повторюсь, это была разовая работа, никакого отношения ни она к нашему творчеству, ни мы к ее творчеству не имеем. Вы часто проводили параллели между аудиторией разных городов. От Калининграда до Минска и так далее. Случалось ли вам встречать каких-то особенных людей, которые сразу запоминаются? Люди одинаковы - как суть. Мы не можем сказать, что люди в Самаре хуже, чем люди в Нижнем Новгороде и наоборот. Это противоречит любой здравой мысли. А особенные люди встречаются, да. Они интересны тем, что сделали шаг быстрее и в нужном направлении, именно по этому они – особенные. Либо они даны Богом для чего-то, вот по этому они тоже особенные. Но остальные люди – тоже очень хорошие, можно поздравить их с тем, что они люди. Но как только вы начинаете делить людей на что-то и как-то, это приобретает уже нехорошую тему. Вам просто либо интересно с человеком, либо нет. Скоро у «Кукрыниксов» юбилей – 20 лет. Как вы сами воспринимаете этот рубеж? Какой главный шаг сделала группа в своей истории? Это не мне судить. Я не хочу навешивать какие-то ярлыки, люди сами должны это сказать. Мне кажется, я всегда делал занятные тексты, был мелодистом. Все остальное меня мало интересует. Ваш новый альбом «Артист» будет иметь какую-то концепцию, общую мысль? Это какое-то личное осмысление от пройденного пути или это какое-то рассуждение о том: кто такой человек и что он несет другим людям? Я всегда старался делать тексты с уклоном на концепцию. В этом альбоме есть размышление о сути, о физике, о химии, о сумасшествии. Есть композиция «Выход из роли». К сожалению, артисты, все они – трагически заканчивают, либо становятся сумасшедшими. Они в эту роль входят, а потом никак не могут из нее выйти, и для них это является большой проблемой, но сами об этом даже не догадываются, артисты в этой роли находятся. Есть действительно артисты - с большой буквы, люди большой глубины. К примеру, у нас есть песня «Смоктуновский», когда ее писал, просматривал тетрадки и записки актера, где он объяснял каждую свою роль, очень интересно почитать - его споры с Додиным, с Олегом Ефремовым и много, много других интересных вещей. Человек пришел в театр с насыщенностью, с богатой жизнью, не потому что он ее так видел, а потому что ему так дано было. Некоторые роли давались ему очень тяжело. Про некоторые актер писал, что если бы сыграл ее еще хоть раз, то уже не вышел бы из нее. Ему хватало ума выйти из роли, а кому-то не хватило. Есть композиция посвященная тому, что когда артист пуст – он может пустить пыль в глаза. Это своего рода психологическая фишка. Артист – это профессия быть человеком и искать в человеке человеческое. К сожалению, в нашем мире 99 процентов артистов – фенечек, настоящих артистов – один процент. Иногда кажется, что каждая песня, на музыку ли, на бумагу ли выходит из вас с оттенком боли. Так ли это? Это не боль, это просто мышление, я просто думаю – как лучше. Я думаю, как это выделить, ведь эти мысли есть, и давно есть. Моя задача показать то, что я знаю на сегодняшний день. И может для вас это станет поручнем в вашей жизни. Это главная задача рок-музыканта. Вам приходилось выступать в роли режиссера собственного клипа. Нет ли идей для дальнейшей подобной работы? На самом деле, в каждом клипе, который мы снимали, я в той или иной мере выступал в роли режиссера. Нужно, чтобы все было так, как я приблизительно задумал. Были, конечно, люди, которые выстраивали что-то, вели нас куда-то, но вот для клипа «Надежда» я сам делал раскадровку, пошагово решал, когда и что снимать. Мне это нравится, и дальше также будет. Будем снимать что-то обязательно. Пожелаем группе «Кукрыниксы» дальнейших творческих успехов и будем ждать посещения Ярославля с новой концертной программой.