Советский «Чарлик» АЗЛК 2140 спустя 40 лет еще не старичок
Обзор последнего автомобиля семейства «Москвич-407»
От автораВ эпоху стремительного технического прогресса ежегодно появляются десятки новых автомобилей, обновляются или снимаются с производства уже существующие. Однако совсем забывать о том, что было раньше, не стоит, поскольку отечественный автопром в свои лучшие годы, мог запросто заткнуть за пояс иностранных конкурентов.
Чтобы сохранить частичку истории и передать ее вам, уважаемые читатели, я начинаю серию обзоров автомобилей ушедшей эпохи нашей страны. Эти автомобили стали истоками отечественной школы автомобилестроения. Так, во времена выпуска проходимость «Чарлика», как его называли в народе, была вполне сопоставима с ВАЗовской Нивой. Только вот Нива была полноприводной, а «Москвич» - нет. Про иностранные аналоги и говорить не стоит — они строились для хороших дорог и в Союзе безнадежно вязли даже на легком бездорожье.
Москвич 2140 во время своего выпуска считался автомобилем малого класса и при средней зарплате в стране около 200 рублей он стоил немного более 10 тысяч рублей. Для сравнения: советская микролитражка ЗАЗ-965 в 1960х годах стоил 1700 рублей, а в 1970х «Запорожец» можно было купить за 2500 рублей.
Инженеры московского завода АЗЛК во многом сохранили конструкцию предшественника автомобиля, модель «Москвич 412», доработав ее. Причины такого вполне стандартного хода были ясны — сборка и отладка новой производственной линии требовала времени и денег. Ни того, ни другого у предприятия было не густо.
В отделке салона этого использовались более качественные, по сравнению с предыдущей моделью, материалы, почти не было «голого» железа в салоне. Переднюю панель для АЗЛК 2140 разрабатывали американские и советские специалисты. Из внешнего дизайна исчез практически все хромированные элементы, так популярные в начале 1970х. Передние тормоза на автомобиль ставились более совершенные и эффективные, дисковой конструкции.
Из-за этих особенностей кузов М-412 на новую модель "переехал" почти без изменений, сохранив свои основные недостатки. Так, соотношение "высота-ширина" было выбрано неверно: машина получилась слишком высокой и слишком узкой. Это серьезно влияло на склонность машины к кренам на поворотах и, как следствие, на управляемости и комфорте. Помимо этого новая модель унаследовала и главный минус "Москвичевской" коробки передач: процесс поиска нужной передачи был похож на попытку найти ее в стакане с чаем, то есть с минимальными шансами на успех.
«А сердце — пламенный мотор»Двигатель объемом 1.5 литра никогда нареканий не вызывал. Наверное потому, что он представляет собой практически полную копию 6-цилиндрового рядного двигателя BMW без двух поршней. 75-сильный агрегат разгоняет автомобиль до 100 километров в час за 19 секунд, что в 1970е годы было весьма достойным показателем для сравнительно тяжелого автомобиля. Так, самый доступный в те времена автомобиль «Запорожец» разгонялся до «сотни» за 36 секунд.
Окончание производстваК 1988 году производство всех версий АЗЛК 2140 было остановлено. Доподлинно не известно, сколько этих автомобилей удалось собрать. Есть сведения, что двухмилионным автомобилем завода стал «Москвич 408», а трехмилионным — уже М-2140. Где-то в этом промежутке «затерялся» М-412. Следовательно, не менее 300 тысяч «Москвичей 2140» сошло с конвейера завода за 12 лет выпуска. Позднее конвейерные линии принесли в жертву массовому производству новинки автозавода, первого переднеприводного "Москвич 2141". Эта машина заслуживает отдельного обзора в следующих выпусках нашей рубрики "Тест-драйв". Скажем только, что после смены руководства завода, было решено создать автомобиль, по классу занимающий положение между «Жигулями» и «Волгами».
Общая оценка моделиКак и предшественники, этот «Москвич» разрабатывался для дорог, очень похожих на те, которые сейчас имеются в Ярославле. То есть, для постоянных кочек, ям и грязи. Потому и основной расчет в автомобиле был на его надежность и ремонтопригодность. Говоря простыми словами, эту машину довольно просто починить, легко обслуживать и практически невозможно «убить». Эти три качества подтверждаются количеством доживших до наших дней автомобилей. Даже с насквозь гнилым кузовом они продолжают ездить и еще могут потягаться с некоторыми современными иномарками.
А теперь к минусам. Этот автомобиль не был лидером продаж на внутреннем рынке, и за рубежом тоже особым спросом не пользовался. Все потому, что именно с запуском этой модели связано снижение качества сборки на заводе. Кузова покрывали «левой» грунтовкой, качество краски в те времена тоже было не на высоте. К тому же основной конкурент, Волжский автозавод, с его новыми моделями уверенно лидировал по продажам автомобилей. Особенно низким качество автомобилей АЗЛК было с 1984 по 1986 годы. Именно в эти года произошло становление Тольяттинской новинки ВАЗ-2108, ставшей одной из лучших отечественных разработок гражданского автопрома. Тем не менее, модель АЗЛК 2140 все еще продавалась и была известна за пределами СССР, в том числе в Европе.