Цифровые технологии в сегменте грузоперевозок позволят отказаться от посредников
Стоимость грузовых перевозок – один из острых вопросов для российской экономики. К такому выводу пришли участники последнего форума, посвященного вопросам эффективной логистики и прошедшем в Москве в первой декаде июля. Вопрос цены доставки товаров в целом по стране и по городам прямо или косвенно касается всех, – уверены эксперты.
Ключевой проблемой рынка транспортных услуг (их доступности бизнесу) остаются посредники. В частности, один только столичный рынок, по данным на 2016 год, насчитывает более 100 компаний, занятых посреднической деятельностью в организации внутренних рейсов.
Как было заключено в начале июля на Совете по стратегическому развитию при Президенте РФ, одним из методов исключения лишнего звена из цепочки обслуживания отечественной логистики должен стать переход на цифровые технологии. Как отмечают столичные лидеры по перевозкам товаров и переездам, внедрение интеллектуальных сервисов в 2014–2017 гг. уже позволило:
снизить количество вовлекаемых посредников на треть; сократить объем посреднических операций минимум на 50%; полностью отказаться от посредников более чем 10% транспортным компаниям.Итог – эффективное поддержание стоимости городских рейсов на уровне прошлого года.
Беспилотный транспорт не появится до 2030 годаСледующим шагом в «выравнивании» тарифов перевозчиков, по мнению западных аналитиков, на мировом рынке должен стать беспилотный транспорт. В России данный вопрос прорабатывается не менее активно, чем в Европе и США. Но переход на «беспилотники» здесь станет возможным не ранее, чем через 10 лет. Причины тому три.
Отсутствие законодательной базы. Требуемое время на создание соответствующей инфраструктуры. Высокая доля посредников.Говоря иначе, переход на новый уровень в той же столице станет возможным, когда не только лидеры, но и остальные транспортные компании смогут осуществлять недорогие грузовые перевозки по Москве и Московской области без привлечения посредников. Сегодня данная возможность есть не более чем у 5% участников столичного рынка.
Особенности рынка городских грузовых перевозокОтвлечь заказчика от посредников компаниям Москвы удалось благодаря эффективному решению двух вопросов.
Доступность сервиса. Как правило, проблема посреднического участия заключается именно в скорости отклика компаний, занятых не перевозками, но распределением заказов по действующим участникам рынка. У диспетчеров и операторов она выше, чем у перевозчиков. Те, кому удалось реализовать качественную систему связи (благодаря цифровым технологиям), и обеспечили минимальную цену своих работ. Информационное сообщение с клиентом. Лидеры вложили немало средств в развитие прямого канала сообщения с заказчиком (сайты) и повышение информированности потенциальных партнеров.Специфика локального рынка грузовых перевозок (особенно регионального, не только столичного) состоит и в том, что здесь более 50% привлекаемого автопарка устарело. Это значительно повышает цену рейса. Помимо цифровых технологий, эффективные участники рынка усилили свои позиции и за счет этого фактора.
Пример – московский сервис «Грузоперевозки-дешево-газель.Москва». Компания обеспечила самый низкий порог цен доставки именно благодаря эффективной комбинации новых цифровых решений и технических нововведений. В автопарке собрано более 100 машин. Ставка – на автомобили отечественного производства марки «Газель».
Машины, на которых работает сервис, не старше пяти лет, а потому менее требовательны и оснащены современными технологиями. В комплексе с их постоянной доступностью это обеспечило выигрышную цену – на 15–25% (в зависимости от статуса заказчика и типа рейса) ниже, чем в среднем по столице. Эксперты ожидают, что подобный позитивный опыт будут перенимать региональные компании, осуществляющие развоз товаров по городам и частные/коммерческие переезды.