Испытано на себе: насколько Ярославль пригоден для инвалидов?
Наши журналисты проверили на себе тротуары и пандусы обычного городского квартала
Увидеть на улице инвалида-колясочника — все равно, что встретиться с пришельцем. И не потому, что в городе нет инвалидов — просто они сидят дома, ибо городские общественные места не приспособлены для немощных и больных. Непродуманные съезды с тротуаров, завышенные бордюры и пандусы или их отсутствие — все, что затрудняет передвижение на коляске, наш корреспондент Игорь Неродигречка испытал лично. Всего два часа в инвалидном кресле длились как вечная пытка. Теперь мы надеемся, что нашему примеру последуют и чиновники, отвечающие за благоустройтво города.
Мой путь проходил от проспекта Толбухина до Красной площади к магазину и аптеке — местам первой необходимости. Я также попытался забраться в общественный транспорт, но в итоге пришел к выводу: ярославские инвалиды сидят дома... голодные, без лекарств и в полном одиночестве.
Коляска с грохотом «спрыгивает» с бордюра высотой четыре сантиметра, а дальше — тротуар, испытание посерьезнее. Если он ровный и гладкий, то все хорошо. Но в Ярославле таких тротуаров нет: все, как один, похожи на стиральную доску, да еще и с противодождевым уклоном. Коляску с маленькими передними колесами на такой дорожке тянет под откос, а на земле она безнадежно застревает и выбраться из западни собственными силами очень трудно. Но вот очередной «прыжок» с бордюра высотой 7 сантиметров — чуть не перевернулся. Признаюсь, сначала я отнесся к эксперименту как к развлечению, но спустя полчаса мне хотелось встать и идти: руки болели и дрожали от напряжения, на ладонях появились мозоли. Не представляю, как справляются с этой полосой препятствий пожилые.
АптекаДо аптеки на проспекте Толбухина с трудом, но я все же добрался, хотя и она оказалась неприступной крепостью. Пандус навис над тротуаром примерно на 7 сантиметров — добро пожаловать! Вообще, по ГОСТу он должен иметь поручни. Однако ни одно из подобных сооружений, которые я видел, не соответствует требованиям. Пандус у продуктового сетевого магазина вообще сделан из стального листа, чтобы инвалид прокатился «с ветерком». Там ему, бедному, и зацепиться-то не за что - коляска бешенно разгоняется и ее тащит под уклон.
Общественный транспортАвтобусы, троллейбусы и трамваи должны быть оборудованы специальными подъемниками для людей с ограниченными возможностями. Проверим, испытаем. Стою на остановке у Соловьевской больницы битых полчаса - промерзая от сквозного ветра, как наивный чукча, жду «правильного» транспорта. Маршрутка мне не светит — там заездов для инвалидов нет априори. Но я приблизился к открытым дверям подъехавшей 97-й «буханки», в ответ получил - «Куда прешь со своей коляской, вот дома-то не сидится!» - и дверь захлопнулась. Как будто мы прокаженные... А у трамвая самая нижняя ступенька как раз на уровне моего колена. Выходит, кто-то должен занести и усадить инвалида, но желающих помочь мне так и не нашлось.
Редакция газеты «Pro Город Ярославль» выражает благодарность Комплексному центру социального обслуживания населения Кировского района Ярославля за предоставленную в пользование инвалидную коляску. Комментарий специалиста- Сейчас в Ярославле, в общей сложности, ездит 19 троллейбусов и 16 автобусов со специальными аппарелями для посадки инвалидов, - рассказывает начальник управления транспорта и организации дорожно-транспортной инфраструктуры ДГХ Андрей Косарев. - Толлейбусы, в основном, на маршруте № 6 работают, а автобусы - в заволжском направлении. Трамваи обновить - вообще большая проблема. Базовая комплектация стоит 15 миллионов за вагон, но нам-то нужна низкопольная модификация трамвая. Она встанет еще дороже.