Лагеря смерти и репрессии: эксперт ответил ярославцам на вопросы об украинском конфликте
Настоящие причины спецоперации и перспективы российской экономики
Накануне российское общество вспоминало печальную годовщину первого обстрела Луганска украинским войсками, произошедшего ровно 8 лет назад.
«2 июня 2014 года около 15.00 по Луганской областной государственной администрации штурмовик Су-25 украинских ВВС нанес удар, предположительно, 80-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами С-8 и обстрелял здание из авиационных пушек калибра 30 мм. В самом центре города под обстрел попали само здание Луганской ОГА, автостоянка перед ним и сквер им. Героев Великой Отечественной войны. Погибли восемь человек – трое мужчин и пять женщин. Осколочные ранения получили около 30 человек, некоторые из них были доставлены в больницы в тяжелом состоянии».
Как бы часть ярославского общества ни пыталась не обращать внимания, закрывать глаза на события, протекающие последние 8 лет далеко за пределами Ярославской области – это часть нашей реальности, чье значение выходит далеко за пределы проходящего на юго-западных рубежах нашей страны конфликта. Именно сейчас на фронтах СВО, в том числе руками и кинжалами наших земляков-ярославцев решается, не побоимся этого слова, наше будущее, будущее нашей страны.
В годовщину одного из многих трагических событий этого противостояния в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова московский журналист, политолог и международный эксперт Алексей Кочетков провел лекцию для студентов о том, каковы же вообще изначальные корни украинского кризиса, который начался вовсе не в 2014 году, как многие могут считать, и даже не после распада Советского государства. Своей лекцией политолог постарался внести ясность и ответить на вопросы неравнодушных ярославских студентов, почему так рассорились два братских народа.
– Всех сегодня интересует, с чем мы столкнулись, почему этот конфликт стал возможен именно в такой форме, откуда исходят его корни, и что происходит на наших южных рубежах, – подчеркнул важность мероприятия Алексей Владимирович.
Тьма истории, проливающая свет в настоящее: зарождение украинского нацизма
Как и подобает при аналитическом подходе, политолог Алексей Кочетков первым делом пролил свет на историю происхождения украинской русофобии и идеи радикального «украинства». Откуда черпают вдохновение печально известные азовцы и что писал в своих работах сам пророк украинского нацизма Степан Бандера? Всегда ли существовало разделение трех народов?
– Прежде всего – начал свой рассказ Алексей Владимирович, – нужно поговорить о том, что такое украинство, когда оно появилось и откуда. Еще сто лет назад с конца 19 и начала 20 века такого понятия как украинская нация, украинская культура – практически не существовало. До революции в России было принято считать, что существует триединый русский народ, который делится на три ветви – великороссы, малороссы и белорусы. Это одно целое, и все три ветви вместе и назывались русскими. У каждой из этих ветвей была своя региональная особенность, свой диалект, различии в традициях, но все три ветви составляли единое целое. Разница между великороссами, белорусами и малороссами была намного меньше, чем, например, разница между жителями различных германских земель.
Именно от такого восприятия реальной истории больше всего воротят нос современные украинствующие националисты, всячески отрицая родственное общее начало единого народа. Иначе откуда в современных учебниках истории Украины берутся легенды о «древних украх»?
– Понятие «украинство» стало зарождаться на нашем пространстве где-то во второй половине 19-го века. Источников этого понятия было несколько. С внешней стороны, этим активно занимались поляки, которые в 19 веке вели активную борьбу с российским государством за возрождение Польши, как независимого государства. Польским идеологам на руку было создать русским дополнительный центр напряженности для ослабления царского правительства и России в целом. Они долго не могли придумать этой идеологии название,
сначала это вообще было «козацство». Массовой поддержки эта идея тогда не имела, распространялись она скорее теми, кого сейчас бы называли отдельными публицистами и блогерами.
Иными словами, украинская идея возникла (кто бы мог подумать?) отнюдь не на территории Украины.
– Кроме того, австрийские власти рассматривали потенциальный украинский сепаратизм, которого тогда еще не существовало, как возможный инструмент борьбы с Россией и российским влиянием на территории Австро-Венгрии.
Лагеря смерти – изобретение нацистской Германии? Отнюдь
– Все сильно изменилось с началом Первой мировой войны. В 1915 году в результате активных действий на австрийском фронте русские войска освободили практически весь регион под названием Галиция, население которого, на удивление австрийских властей, встречало русские войска как освободителей. В австрийских кругах это вызвало панику и начали активно разрабатываться методы противодействия. Активно начинают финансировать проукраинские организации, формируется политическая основа для нового движения, задача которого, ориентируясь на запад (западные ценности, как сейчас принято выражаться), противодействовать экспансии Российской империи на австрийские территории. Люди, которые оставались на пророссийских позициях, подвергались страшным репрессиям. Именно в Галиции в период Первой мировой войны австрийскими властями были созданы первые на европейской территории по-настоящему концентрационные лагеря, в самом прямом смысле лагеря уничтожения – знаменитые лагеря «Талергоф» и «Терезен». Здесь в массовом порядке уничтожались представители «русинской» народности.
По словам эксперта, именно тогда была поднята идеология украинства, которая говорила, что нет никакого общего русского древа, никакого общего народа, что существует Украина, украинская нация. Хотя даже само название «Украина» означает «окраина», в русском и польском языке это некая приграничная территория.
– Через какое-то время к деятельности Австро-Венгрии подключилась и Германия, которой тоже необходимо было ослабление Российской Империи через сепаратистские движения. Напряжения в российском обществе – это замечательно. Это что касается внешних источников поддержки украинства.
Они хотят декоммунизации? Нас это вполне устраивает
У истории сложный юмор и тонкая, как колоски пшеничного поля Малой Руси, ирония. Последние 8 лет мы слышали об активной «декоммунизации» в украинском государстве. Только вот они забывают, как отметил сам Владимир Владимирович Путин в речи от 22 февраля, кто именно внес грандиозный вклад в раскол между народами и идею отдельного государства на Юго-Востоке России.
– Внутренние источники – различные революционные структуры, организации, в основном социалистического толка, которые просто ставили для себя задачу свержения действующего строя и разрушение монархии и Российской империи для построения на территории России какого-то нового государственного образования. Эти революционные кружки тоже делали ставку на всевозможные национально-освободительные движения, сепаратистские движения. И украинство было довольно перспективным, как они предполагали, методом борьбы с российской государственностью. Все, что ослабляло на тот момент российское государство открыло революционным движениям новые шансы и новые перспективы. Они же поддерживали и польских сепаратистов, кавказских сепаратистов. Центров развития украинской идеи об отдельности южнорусских людей от остальной русской цивилизации было немного – Киев, Харьков. Как ни странно, больше всего украинских сепаратистов (как бы мы сейчас их называли) проживали на территории нынешней Российской Федерации – Москва и Санкт-Петербург.
Политолог напомнил и о том, какое происхождение имели наиболее видные идейные представители украинской идеи. Украинское? Вовсе нет.
– Один из главных идеологов нынешнего украинского нацизма, проделавший длинный путь от социал-демократов к откровенному нацисту, был такой деятель, как Дмитрий Донцов. Сейчас его книги издаются в Украине гигантскими тиражами, как классика марксизма-ленинизма в Советском Союзе. Дмитрий Донцов никакого отношения к Малороссии не имел – ни по происхождению, ни по воспитанию. Родился он в Новороссии, в городе Мариуполе, который сейчас с таким трудом освободила русская армия в содействии с народными корпусами ЛДНР. То есть, идеологом украинского национализма, украинской исключительности, создания украинской нации стал человек, к этой нации не имеющего никакого отношения. Как это ни странно, все основные идеологи за редким исключением – были «кацапами» (как нас, представителей русского народа называют на Украине), либо поляками.
По большому счету, украинство – принесенная извне идея. Для основной массы малорусского, южнорусского населения эта идея была чуждой и неинтересной.
Уроки Булгакова, или как насаждался украинский язык в Малороссии
– В произведении «Белая Гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова очень объемно и красиво передано, как происходила украинизация крупных городов, как в Киеве население воспринимало попытки навязать ему непонятный, довольно чуждый язык. Тот язык, который был провозглашен официальным украинским, очень сильно отличался от всех существовавших диалектов Малороссии этого момента. Язык создавался таким образом, чтобы в нем оказывалось как можно больше слов, которые нельзя было назвать, скажем так, общерусскими. Появилось много полонизмов (слов, заимствованных из польского языка), слов из других западных языков. Целью было обосновать «отдельность» украинского этноса. И политика украинизации начала давать свои плоды, через государство (это было на государственном уровне), через систему образование, через СМИ и пропаганду. Идеи навязывались и через какое-то время стали само собой разумеющимися. Вспоминаем, что такое Окно Овертона. А те, кто сопротивлялся, подвергался серьезному давлению. В советских газетах 20-30 годов можно было прочитать о том, «как много было сделано для украинизации» и сколько еще осталось «несознательных граждан, которые отказываются переходить на украинский язык». И если вы не принимали это навязывание, то лишались возможности работать на своей специальности. То же самое, что мы видели особенно последние 8 лет на Украине.
Другими словами, проводимая последние 8 лет на Украине дерусификация (отказ от всего русского), происходила подобными же методами и тогда, в 20-е и 30-е. Причем с молчаливого согласия советского правительства.
Идол для бандеровцев: «для нас не имеет значения, если даже половина украинского населения погибнет»
– Искусственность и антисистемность украинства характеризуется тем, что оно всегда становится политическим фактором во время серьезных конфликтов. Второй раз украинство появилось на политической арене это Великая Отечественная война. На советскую территорию украинские националисты, украинские нацисты пришли вместе с германскими войсками. Снова заговорили о извечной борьбе украинства с «московством», как они называли, о том, что русские для украинцев являются извечными и непримиримыми врагами, что русскость это отдельный мир, русские не европейцы, а носители «варварского начала с востока», наследники монголо-татар. Тот же Степан Бандера в нескольких своих работах, одна из которых называется «Перспективы украинской революции», пишет: «нам без разницы, какое государство существует на северо-востоке от нас (будь то Российская империя, Российская республика, большевистская Россия или любая другая формация), любое государство русских всегда будет врагом нашей украинской идеи. Ни один украинец не может спать спокойно, пока на земле остается хотя бы один московит».
Ничего не напоминает? Слова пророка священны для его «азовских» приспешников. Опыт Мариуполя на вооружение.
– Кроме того, Бандера в своих работах писал, что «не имеет значения, если даже половина украинского населения погибнет, именно в этой кровавой войне выбоится тот монолит, который сможет реально бороться за жизненное пространство и сможет создать идеальное украинское государство, за которое мы боремся». И что-то подобное мы видим и сейчас, когда те же самые азовцы, которые вроде как борются за украинский народ, за независимость, но в тоже время делают из
мирного населения живой щит, устраивают оборонительные пункты в центре населенных пунктов, не останавливаются перед жертвами среди мирного населения, то есть ведут войну так, будто это и не их население.
«Мы – не вы»: экзистенциальная борьба за существование
– В глобальном смысле мы продолжаем ту цивилизационную войну, которую Запад с нами ведет уже не одно столетие, просто сейчас опять перешло в открытую форму. В случае Украины мы должны о говорить об окончательно устранении центра нескрываемой вражды, распространения идеологии, которая поставила своей целью уничтожение русской цивилизации и стирания с карты мира такого явления, как русские. Судя по выступлению 22 февраля, наш президент прекрасно понимает, о чем идет речь. Но мы не можем вести боевые действия до последнего жителя Украины. Мы не антисистема, и как раз для нас – это наши люди. Мы не можем использовать те же методы, что использует противоположная сторона. В любом случае, это история должна быть доведена до логического завершения, пока эта идеология не перестанет существовать, перестанет пользоваться поддержкой украинского государства. Это для украинствующей антисистемы, украинских нацистов главная задача – это борьба с нами, мирно сосуществовать с нами они просто не могут. Эта идеология строится на отрицании. Никакого позитива, только отрицание: «Мы – не вы».
Ситуация благоприятна: пора возрождать экономическое величие страны
И все же, каковы перспективы будущего для всех нас, в том числе ярославцев? Журналист ПроГорода решил поинтересоваться у политолога Алексея Кочеткова, как, по его мнению, сложится в дальнейшим экономическая ситуация в России, столь изменившаяся в последние месяцы. Что будет дальше с ценниками на продукты?– Существует ли сейчас вероятность, что в ближайшем будущем доллар вновь подскочит до значения ста и более рублей за единицу?
– Я думаю, что вряд ли, – ответил Алексей Владимирович. – Он может скакать в том промежутке, что есть сейчас – то есть от шестидесяти до семидесяти пяти. Все зависит от проблем Центробанка, взаимоотношения с Правительством и проблем наполняемости нашего бюджета. Ибо бюджет формировался под одно, а ситуация несколько другая. Но учитывая, какие сейчас цены на энергоносители, то вывоз капитала из России полностью остановился, а приток валюты все равно продолжается, то просто нет основания для того, чтобы ценность рубля менялась.
– Возможен ли откат цен на прилавках до прошлогодних значений?
– Думаю, что нет. Тут уже принципы ценообразование. У нас редко когда цены при скачках опускаются. Правда вот был пример в конце прошлого года, в Москве цены на сахар подскочили в несколько раз, а сейчас вернулись почти к первоначальному уровню, но все равно на 10-15% выше, чем были изначально. Медленное повышение цен все равно будет, не такое конечно, как в той же самой Европе. Там просто резкий рост цен на продукты. Так как между нами сейчас есть серьезные барьеры, то большая часть нашей продукции остается внутри нашего рынка и не вывозится в Европу. Поэтому в любом случае нет причин для новых серьезных скачков цен вверх. Сейчас перед нами стоят серьезные задачи по импортозамещению, сейчас нужна серьезная государственная поддержка бизнесу, чтобы это импортозамещение осуществить. С деньгами, если верить и главе Правительства, и главе Центробанка, у нас все хорошо. Значит давайте заставим эти деньги работать на нашу собственную экономику. Раз ситуация для нас сейчас так благоприятна, отток капитала из страны остановился, это просто счастье.
Больше информации о происходящих в городе событиях читайте на телеграм-канале Про Города.