Водители обязаны останавливаться за 2 метра до пешехода: ГИБДД объяснила новое правило, о котором многие не знают
Разъяснения ГИБДД и судебная практика говорят об одном будьте бдительны у "зебры"
На российских дорогах регулярно возникают ситуации, когда пешеход находится в непосредственной близости от перехода, но формально ещё не ступил на "зебру". Многие водители ошибочно считают, что в такой момент обязанность уступать дорогу отсутствует. Однако действующие правила дорожного движения и судебная практика указывают на иное.
Водитель обязан не только следовать разметке, но и постоянно оценивать дорожную обстановку. Правила требуют выбирать такую скорость движения, которая позволит остановить транспортное средство при любой возникшей опасности (пункт 10.1 ПДД). Зона у пешеходного перехода традиционно считается местом повышенного риска, где появление пешеходов наиболее вероятно.
Следовательно, если человек начинает пересекать проезжую часть всего в нескольких шагах от обозначенного перехода, водитель не вправе игнорировать такую ситуацию. Закон обязывает снизить скорость или остановиться, даже если пешеход пока не на разметке. Основное правило - предусмотреть потенциальную угрозу и действовать так, чтобы избежать её.
Российские суды придерживаются устойчивой позиции по этому вопросу. Например, в деле Верховного суда от сентября 2024 года водитель был признан виновным в наезде на пешехода вне перехода. Причиной стало отсутствие необходимой осторожности и несоблюдение того же пункта 10.1 ПДД. Судебные инстанции исходят из того, что водитель должен прогнозировать появление людей вблизи "зебры" и быть готовым уступить им дорогу.
Несмотря на то, что формально закон не предписывает пропускать пешехода, идущего вне разметки, он возлагает на водителя ответственность за последствия. Наезды в непосредственной близости от пешеходных переходов почти всегда трактуются как результат превышения скорости, невнимательности или некорректной оценки ситуации. Итогом таких происшествий могут стать штрафы, гражданско-правовая ответственность, а в серьёзных случаях - уголовное преследование.
Как отмечает автор Дзен-канала Автоюрист. Всё о ДПС., часто несколько метров до разметки могут решить судьбу участника дорожного движения не в пользу водителя. Поэтому разумнее просто притормозить, чем впоследствии отстаивать свою правоту в суде. Этот подход обеспечивает безопасность всех участников движения.
Как сообщалось, на широких дорогах мегаполисов водители иногда сталкиваются с парадоксом: пропустив пешехода на переходе и начав движение, они получают штраф от инспектора ГИБДД за "непропуск". Сложность возникает на многополосных переходах, где важно не создавать помеху человеку, который уже находится на вашей полосе. При этом законодательство не требует ждать, пока пешеход полностью покинет проезжую часть, достаточно не препятствовать его безопасному движению. С 2014 года трактовка ПДД уточнилась: водитель должен уступать дорогу пешеходу и не мешать ему. Подробнее о том, как избежать штрафа на зебре, мы писали ранее.