История Ярославля: как развивалась троллейбусная сеть

История Ярославля: как развивалась троллейбусная сетьгруппы Ярославль - древний город

Экологически чистый транспорт в городе появился только после войны

В 1936 году на Ярославском государственном автомобильном заводе ЯГАЗ, позже переименованном в ЯАЗ, освоили выпуск троллейбусов. Машины моделей ЯТБ-1, а позже ЯТБ-2 и ЯТБ-4 собирались для Москвы и Ленинграда, также специально для Москвы было построено 10 уникальных двухъярусных машин ЯТБ-3. Интересно, что в самом Ярославле троллейбусы не использовались — в довоенных масштабах города хватало разветвленной трамвайной сети. В мае-июне 1941 года, накануне войны, производство троллейбусов было передано в Ташкент.
 
Движение троллейбусов в Ярославле открылось уже после войны. 7 ноября 1949 года начала работу первая линия от Всполья по улице Свободы до Красной площади. Сейчас это маршрут номер 1. На нем работали 6 машин МТБ-82. Позже появились еще два новых маршрута: номер 2 и 3. Они соединили Республиканскую улицу, площадь Труда и проспект Ленина. «Двойка» двигалась по часовой стрелке, «тройка» – в обратную сторону. В конце 50-х троллейбус номер 4 связал гостиницу «Турист» и бывшее село Иваньково
 
В 1960-е годы в город поставлялись машины ЗиУ-5. Полная замена парка на ЗиУ-9 произошла к началу 1980-х годов. К этому времени в городе работали 10 маршрутов, один из них, под номером 6, выходил даже за городскую черту — к отдаленной проходной Новоярославского НПЗ. В 90-е годы новые машины поступали стабильно, правда, их качество иногда оставляло желать лучшего. Большая часть этих машин уже списана.
 
В 1998 году город получил 2 первых сочлененных машины ЗиУ-6205, которые работают и по сей день на маршруте номер 9. В 2002 году сочлененные троллейбусы, прозванные в народе "гармошки", составляли уже четверть парка - в депо города поступило 30 таких машин. На линии города в это время ежедневно выходит около 110-115 троллейбусов.
 
В начале 2000-х годов на военной инженерной базе номер 81 был освоен капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Внешне отремонтированные на этой базе машины резко выделяются на фоне остальных — передний обтекатель и задний борт на них поставлены от автобусов МАЗ-104, которые там собирают. В начале двухтысячных был закрыт ряд нерентабельных маршрутов: 2, 6, 10. Была разобрана пятикилометровая линия троллейбуса на НПЗ. Позже 2 маршрут восстановят, но он будет выполнять лишь несколько рейсов в день.
 
В 2008 году после длительного перерыва массово закупаются троллейбусы - 50 штук. Среди них 5 низкопольных и 5 сочлененных машин. В 2009 году закрывается движение на улицах Республиканской, Пушкина, Собинова и Некрасова - укорачиваются троллейбусы маршруты номер 2 и 7. В этом же году впервые с советских времен строится новая линия троллейбуса номер 6. Она проходит по улице Большой Октябрьской и должна заменить закрытый трамвайный маршрут номер 3. Продлевается маршрут третьего троллейбуса, изменяется схема движения четвертого. В это же время в городе сокращается количество троллейбусов - отменяется часть рейсов, выпуск сокращается с 102 до 86 машин. Из-за ремонта дорог и других причин в 2009-2012 годы временно на несколько месяцев закрывались 3, 4, 5 и 9 маршруты. 
 
Как правило, эти временные закрытия сопровождались сокращением выпуска и увеличением интервалов на маршрутах. Особенно примечателен случай с закрытием самой выгодной линии ярославского троллейбуса - Московского проспекта. До ремонта на этой линии работало 38 троллейбусов, а после дорожных работ на линию вернулись лишь 25 машин.
 
После открытия линии троллейбуса по Большой Октябрьской улице строятся планы по объединению 5 и 6 маршрутов. Но первыми идею подхватывают в МУП "ПАТП-1", пустив по этому маршруту сначала маршрутку, а позже заменив ее на автобус. В 2010 году в город привозят 16 стареньких троллейбусов ЛиАЗ-5280(ВЗТМ) из Новороссийска, а в 2012 году - 14 новых троллейбусов ТролЗа "Оптима" с возможностью автономного хода. Одновременно парки списывают почти половину сочлененных троллейбусов, которые к этому времени выработали свой ресурс. На лом идут и капитально отремонтированные троллейбусы местной сборки.

...

  • 0

Читайте также:

Популярное

Последние новости