Это болезнь 21 века: эксперт откровенно о детях с дефицитом внимания и гиперактивностью
- 21 мая 2019
- 12+
- Служба новостей
"Pro Город" пообщался с Светланой Неймышевой - руководителем ярославского детского реабилитационного центра
Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности - многие родители слышали, читали, но считают это мифом. Но на самом деле это расстройство встречается у многих детей. И от года к году - все чаще.
Pro Город пообщался с Светланой Неймышевой - заикологом, олигофренопедагогом, специалистом по запуску речи и по работе с детьми с дизартрией, алалией, ОНР, ЗРР, ЗПР, аутизмом, сертифицированным специалистом по БОС-терапии, логомассажу. Она уже более 26 лет работает в этой сфере.
- Сейчас синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей - горячо обсуждаемая тема. Считаете ли вы, что малышей с такой проблемой становится больше?
Да, детей с дефицитом внимания и гиперактивностью становится больше. Мы живем в очень информативном веке - дети с двух лет начинают пользоваться разнообразными гаджетами. Дети ежедневно получают больше информации, чем способны усвоить. Бывают молодые родители, которые и сами очень активны - в этом случае детям проще. А вот в случае, если темпераменты родителей и детей не совпадают - могут возникнуть и более сложные ситуации. Нужно понимать, что ситуации бывают разные: есть просто очень активные дети, а есть и детки с нарушением внимания, нарушениями речи или с нарушением интеллекта.
- Необходимо ли работать с родителями? И как они реагируют, когда узнают, что у ребенка проблемы?
Наши специалисты детского реабилитационного центра "СенсориУм" всегда начинают комплекс работ именно с родителей. В первую очередь необходимо принять ребенка, полюбить его таким, какой он есть. Вообще существует четыре стадий реакции родителей в этом случае: "отрицание" (мамы и папы не могут поверить, что именно с их ребенком что-то не так), "шок" (шокированные родители не знаю, что делать дальше), "принятие" и "работа". Есть родители, которые готовы сразу работать, но не все. Многим родителям нужно помочь принять своего ребенка таким, какой он есть.
- Тяжело ли детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в окружении других детей и в обществе?
Нет, в детском саду тяжело не самим детям, а окружающим. Гиперактивный ребенок все берет, хватает, бросает. Сам он еще не понимает, что он отличается от других детей. Трудности начинаются в школе, когда он не может запомнить алфавит, до конца дослушать задание учителей, выполнить все упражнения на физкультуре. Тогда у них появляются ощущение, что они отличаются от других детей. именно в школе проявляется весь комплекс проблем с дифицитом внимания. Но есть дети, у которых проблемы с речью - их не понимают сверстники, тогда они могут замолчать. Тогда такие дети замыкаются в себе. Окружающие могут принять молчаливых детей за аутистов. Этот "псевдоаутизм" распространен.
- А как обстоят дела в нашем городе? Есть какие-то трудности?
Я живу и работаю в Ярославле уже 3 года, поэтому могут сравнить ситуацию в регионах. В Ярославской области есть проблемы - нет специалистов, которые помогают со сложными и структурными дефектами или с ограниченными возможностями здоровья. С такими детьми мало кто хочет работать - родители сами говорят "нас нигде не берут". Да, в городе есть отдельные логопеды и олигофренопедагоги, но универсалов нет. Специалистов, которые разбираются в двух направления - мало, а три и больше направлений - вовсе нет. Поэтому за комплексным подходом ярославские семьи едут в Владимир, Москву, Ковров.
- А в целом в стране ситуация лучше?
Нет, она общая по всей России. И ситуация постепенно ухудшается: детей, которым нужна помощь специалистов все больше, а специалистов-универсалов не хватает. Я 26 лет работаю в сфере коррекции и вижу тенденцию роста - начиная с 2011 года в стране активно пропагандируют демографическую политику по повышению рождаемости. За детей платят деньги и рожают все кому не лень. Не во всех семьях могут позволить платный комплекс услуг. Родители выполняют (бесплатные) рекомендации специалистов, но услуга оказываемая в ДОУ бывает однобокой и не эффективной. Такой возможности нет в многодетных семьях, родители пытаются отдавать детей в специализированные детские сады, но свободные места редко бывают.
- Могут ли дети, которые гиперактивные или с дефицитом внимания учится в обычных школах?
Дети с тяжелыми нарушениями речи посещают специализированные детские сады, а потом речевые школы. Дети с двигательной активностью и нормой интеллекта - могут учится в обычных детских садах и школах, но с ними будут работать психологи. Малыши с двигательной активностью и нарушением внимания обучаются по адаптированным программам.