Майор ВСУ переметнулся к россиянам: как живется мобилизованным в Ярославле

Майор ВСУ переметнулся к россиянам: как живется мобилизованным в ЯрославлеФото: Про Город, аппарат Уполномоченного по правам человека в Ярославской области

Большое интервью защитника прав человека Ярославской области

С начала мобилизации к уполномоченному по правам человека в Ярославской области Сергею Бабуркину обратились больше 400 военнослужащих и их родственников. Чаще всего, по словам уполномоченного, обращаются родственники - мамы, жены, сестры и даже отцы:

- Сначала люди обращались просто для того, чтобы получить информацию: хотели узнать, что это такое вообще - мобилизация, правила, критерии, по которым проходит призыв - это нормально, люди хотели ориентироваться. Потом, уже чуть позже, были вопросы, касающиеся освобождения от мобилизации или предоставления отсрочки. Были вопросы о предоставлении брони: как это делается, куда идти и к кому обращаться. Потом люди стали задаваться вопросами о передвижении внутри страны, и выезде за ее пределы. Они хотели знать свои возможности в этом случае: какие есть правила, что нужно сделать, чтобы не остановили на границе... У кого-то были, например, путевки и билеты - люди уточняли, как им лучше поступить, чтобы поездка состоялась, - все эти вопросы были в первое время.

Разрешены ли свидания

Сейчас есть вопросы, связанные с пребыванием мобилизованных в учебных центрах. Сергей Александрович рассказывает: ситуация со свиданиями изначально была накалена. 23 октября к учебному центру в Ярославле стянулась толпа родственников, все хотели пообщаться со своими сыновьями, мужьями и молодыми людьми. Напряжение нарастало со всех сторон, Сергей Александрович в тот день выехал в учебный центр после сообщения: "Надо что-то делать".

- Я приехал, когда ворота уже были открыты. Людям дали час на то, чтобы пообщаться. В 21.00 прозвучала команда, что мобилизованным надо заходить обратно - и все спокойно разошлись.

После этого командование пересмотрело подход к свиданиям с мобилизованными - чтобы родственники не переживали и несколько часов не проводили в ожидании у ворот, их в определенные часы, по установленному графику, пропускали на территорию училища. Проблема решилась, все смогли друг с другом повидаться. А вот увольнение почти не практикуется.

- Мобилизованные хотели как на срочной службе ходить в увольнение по выходным. Но у мобилизованных режим несколько иной. Здесь увольнение не предусмотрено.

Сейчас, когда мобилизованных отправляют из ярославского учебного центра, у них также есть возможность увидеться со своими родными и близкими. Уполномоченный отмечает: так не во всех регионах. 

- Наше командование разумно подошло к этой ситуации, по-человечески, - отметил Сергей Александрович.

Неудобная форма

Уполномоченный по правам человека отмечает: отзывы о прохождении обучения от мобилизованных, с кем он общался, в большинстве своем положительные. Он постоянно поддерживает связь с военнослужащими, просит рассказывать ему всю "правду-матку". Но даже в личном разговоре один на один ему не рассказали ничего шокирующего, что могло стать поводом для беспокойства:

- Сидим с бойцом, я спрашиваю его об условиях - он отвечает: "Условия нормальные". Потом немного думает и выдает: "Да что нормальные? Условия идеальные!". Удивляюсь, но спрашиваю дальше: "А питание как?", а он в ответ: "Питание как в ресторане, я отъелся здесь, поправился", - это его буквально слова. Спросил, как в казарме условия, ответ удивил: "Как в пятизвездочном отеле", - говорит. Я за язык не тянул, - признается уполномоченный. - Хотел услышать критику.

Но не у всех, как отмечает Сергей Александрович, такие восторженные отзывы. Некоторые сетуют по поводу питания и обмундирования:

- Мне говорили: "Надоело эту рыбу с перловкой есть, а гречку я вообще не люблю". Кто-то мне рассказал даже, что в столовую не ходит - покупает себе еду сам. Но это, как говорится, вопрос предпочтений. Более серьезная проблема - это вопрос обмундирования. Некоторые отмечали, что форма не очень удобная, в берцах быстро ноги сотрутся, кто-то заметил, что выданные каски - старые. "Что нам такие каски, я ж в них не буду воевать", - говорит. Кто-то отметил, что им не выдали бронежилеты. Я уточнил у командования - как так получилось? Мне ответили, что такая экипировка выдается только на обучении, а уже на месте постоянной дислокации выдадут другую.

"Нужно больше практики"

Военнослужащие говорили, что им нужно больше практики. "Советы опытных бойцов они ловят с жадностью", - отмечает Сергей Александрович. Мобилизованные с опытом из горячих точек говорят, что сейчас боевые действия отличаются - например, от тех же Чеченских войн прошлых лет.

- Сейчас все по-другому, говорят. Ребята заряжены на реальную подготовку для действий в современных условиях, - рассказывает Сергей Александрович.

Были и просьбы помочь тем, кто считал, что мобилизовали по ошибке

Ранее к Про Городу обратилась женщина, которая просила помочь ей решить эту проблему. Ее мужа вот-вот должны были отправить в другой регион на прохождение обучения - все дело в том, что у него серьезные проблемы со здоровьем: острый гнойный риносинусит. Про Город обратился к Бабуркину, и он помог:

- Я приехал в училище, где находился мужчина, встретился с ним. Мы побеседовали с ним, а потом я поговорил и с командованием. Сам мобилизованный хотел отправиться на службу, но подвело здоровье. Тогда после того, как в ситуации разобрались, его исключили из группы, которая вот-вот должна была отправиться на обучение в соседнюю область.

После этого мужчину оставили в Ярославле для того, чтобы он смог пройти все необходимые медицинские обследования. Осмотр был проведен, было сделано заключение, с которым он вернулся в часть. Теперь военнослужащий будет находиться в части до конца лечения и в другой регион его не отправят. Уполномоченный лично договорился и о том, чтобы мужчину обследовали специалисты ярославской больницы им. Соловьева.

- В этой ситуации человек жаловался именно на проблему, которая будет мешать ему проходить службу. Он говорил: "Я не хочу уклоняться от службы, более того - хочу служить, но мне нужно, чтобы эту проблему с болезнью решили, чтобы она мне не мешала. Иначе я стану балластом", - рассказал омбудсмен. 

Сын рвался, мать не отпускала

Такая же история произошла и в праздники, 5 ноября. "Смотрю, номер незнакомый звонит - беру трубку", - начинает рассказывать уполномоченный. Как оказалось, звонила сестра мобилизованного, у которого есть проблемы со здоровьем. Проблемы серьезные - связаны со спиной, были даже подозрения на то, что такая болезнь может закончиться инвалидностью. Сначала, как рассказывает уполномоченный, близкие пытались решить проблему сами - обращались в больницу. Но обследование было назначено на 8 ноября, а мобилизованный должен был вот-вот отправиться в другую область с группой - действовать нужно было как можно быстрее, чтобы успеть договориться о том, чтобы оставить мужчину в городе. Тогда Сергей Александрович снова взял ситуацию в свои руки - позвонил командованию, попросил оставить. Со всеми, кому требуется помощь, уполномоченный старается встречаться лично - спрашивает о том, как они себя чувствуют, рассказывает план дальнейших действий.

К Сергею Бабуркину обратилась пожилая мать 40-летнего мобилизованного с просьбой подтолкнуть мужчину съездить за документами, подтверждающими его право на отсрочку, в соседний город.

- Документов у него с собой не было, медицинскую карту, с его слов, в больнице утеряли, - перечисляет Сергей Александрович. - Сначала мужчина был непреклонен, говорил: "Деды мои воевали - и я пойду!". А мать его волнуется, говорит: "Он храбрый у меня такой, а у меня сердце разрывается за него, страшно". Тогда ему дали возможность съездить до дома, чтобы собрать документы.

Многодетные мамы были особенно активны

Были случаи, когда обращались многодетные мамы. "Бум" таких обращений был после того, как вышли указания генштаба о том, что отцам троих и более детей предлагается отсрочка, их жены сразу обратились к уполномоченному за помощью. Работа по этим обращениям проводилась совместно с военной прокуратурой, с каждой многодетной мамой – отдельно, а их набралось около трех десятков. С каждой провели разговор: хотят они воспользоваться отсрочкой или нет. Сначала группа разделилась пополам. Одна половина сразу сказала, что они хотят воспользоваться отсрочкой, а вторая изъявила желание служить. Но потом, правда, вторая половина сильно сократилась, - начинает улыбаться Сергей Александрович. - Видимо, повлияли жены. А на тех, кто все-таки захотел получить отсрочку, подготовили все документы. Сейчас многодетных отцов продолжают потихоньку возвращать.

Сергей Александрович рассказывает: бывали случаи, когда жены действовали особенно активно, добиваясь, чтобы их мужья не ехали служить. Но мужчины в разговоре говорили: "Вы что? Это же мой выбор".

"Дети выросли, пойду служить"

К уполномоченному обращались и те, кто хотел идти на службу, но им не позволял возраст. Один из таких случаев, рассказывает Сергей Александрович, произошел совсем недавно: 64-летний мужчина, почти пенсионер, обратился к уполномоченному, чтобы ему дали возможность поучаствовать в боевых действиях. "Дети у меня выросли, теперь и служить можно идти", - говорит. Дали ему возможность. Был и еще один похожий случай. 

- Человек пришел на прием и сказал, что он профессиональный военный: окончил военное училище в Советском Союзе, потом оказался на Украине после распада СССР, служил в ВСУ, - рассказывает Сергей Бабуркин. - Даже удостоверение майора ВСУ мне показал. Сказал, что в 2014 году он принял решение, что он на российской стороне. Принимал участие в тех событиях, захотел пойти и сейчас. Все-таки ему 64 года, мы сомневались, есть ли основание. Тогда военный комиссар ответил ему, что он может прийти в военкомат, пройти медицинскую комиссию. Дали ему возможность.

Часто к уполномоченному обращаются родственники и с другой острой проблемой: они не могут связаться с теми, кто уже находится в зоне СВО, просят установить контакт. И это тоже решается оперативно: уполномоченный действует через военные власти, в каких-то случаях обращается к федеральному уполномоченному по правам человека Татьяне Николаевне Москальковой.

Вопросы решаются по телефону

Конечно, у уполномоченного по правам человека есть разные инструменты для того, чтобы решать проблемы людей. На вопрос о том, чем он пользуется, Сергей Александрович улыбнулся и ответил: "Показать, чем я пользуюсь?", - и достал свой телефон. "Телефон", - смеется омбудсмен.

- Да, да, - кивает Сергей Александрович, - Сначала все решаю по телефону. Второй шаг - я приезжаю на место событий лично, обсуждаю проблему с ответственными должностными лицами и проблема решается.

Кажется, что уполномоченный по правам человека работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю - и это, как оказалось, правда:

- Ну а как я могу ответить тем, кто ко мне обращается? "Извините, у меня выходной"? Нет. Это служба. Особенно это касается вопросов мобилизованных - ребята ответственно выполняют свой гражданский долг и заслуживают такого же ответственного отношения, - говорит Сергей Александрович. - Впрочем, не все удается решить. Нет абсолютной истории успеха. Но мы работаем, всегда на связи.

Как живут мобилизованные ярославцы в учебных центрах? Читайте в телеграм-канале Про Города

...

  • 0

Популярное

Последние новости