«Детдом на Украине меня спас»: снежный скульптор начал собирать музей после смерти жены

«Детдом на Украине меня спас»: снежный скульптор начал собирать музей после смерти жены   Фото: Про Город, Иван Зиняков

Тяжелое детство научило Сергея Марценко радовать людей

Сергея Марценко знает весь Ярославль: он известный в городе гравер, художник и фотограф. Сергею Марценко 76 лет, свою жизнь, как он сам говорит, он прожил не зря. И даже несмотря на то, что детство у художника выдалось сложным – Сергей Исаакович 10 лет жил в детском доме – он благодарен судьбе и за этот опыт.

10 лет в детском доме

Дом известного художника находится в Тверицах, вокруг всегда играют дети – катаются на горке около дома, лазают по 5-метровому снежному зайцу. На вершине горки – табличка в виде сердца с надписью «я дарю вам радость», для детей тут и там висят ледянки. Вокруг на заборе примостились мягкие игрушки, приколочены красочные картины с зайчатами, лисятами и другими героями детских сказок.

– Меня вдохновляют детские картинки. Это же для детей горка, они со школы идут, берут самодельные ледянки и катаются допоздна. Лампа горит наверху, гирлянда тоже зимой зажигалась, – показывает Сергей. – На елочках, вот здесь. Одна Елочка – в честь Наташи, жены моей. Ее нет уже 15 лет. Другая елочка – Сережи. За 15 лет вон как выросли! Елочки эти привез из Иваново, с тех мест, где мы с женой кататься любили, больно уж там природа красивая, нравилось нам кататься там.

Мимо проехала машина и просигналил, хозяин дома радостно отсалютовал – Сергея Марценко здесь знает и любит каждый.

Детство самого Сергея Марценко было нелегким: в самые голодные времена в 1946 году он родился пятым в семье. Тогда он оказался в детском доме:

– У меня два брата и две сестры. Они рассказывали, что отдали меня в детский дом на Украине, когда мне был годик. А забрали меня, когда мне было почти 12 лет. Не знаешь, что говорить: с одной стороны, может, и лучше: в детском доме был режим, воспитание, спорт – вот это вот все. А дома – отец пил, братья выпивали… И эта обстановка – она меня, можно сказать, вытащила. А кто знает, что было бы, если бы я воспитывался в том образе жизни? Я за свою жизнь ни одной сигареты не выкурил, алкоголь не пробовал – никогда не был в этом состоянии.

К слову, теперь Сергей Марценко, выросший в детском доме, всячески помогает детям, которые оказались в сложной ситуации. Дарить людям радость – это еще одно призвание доброго ярославского художника.

– Детям с трудной судьбой я помогаю всегда, за последние годы уже несколько миллионов на них потратил. Мои-то выросли и уже разъехались по всей России.

Музей собирался после смерти жены

Весело у Сергея Марценко не только около дома, но и непосредственно внутри: художник разбил у себя в доме музей старины. Здесь и прялки, и сундуки, и кресла, и лампадки, и настоящие старинные мельницы для муки. Некоторым вещам уже больше ста лет, Сергей Исаакович с трепетом относится к каждой их них.

- Потеряв самого дорогого и драгоценного мне человека, свою любимую жену Наташу, моя жизнь после совместной жизни в 24 года как бы приостановилась. Она тоже очень любила ездить со мной по Ярославской земле и Золотому кольцу России, где мы вдвоём наслаждались красивыми местами Русской природы и молча разговаривали друг с другом, понимая каждый жест и взгляд. Все это я привез из деревень, я же катался много по деревням с тех пор, как жена моя умерла. Фотографировал, собирал старину. Скоро здесь будет подиум, много полок, чтобы красиво все расставить. А вот здесь – оленьи рога настоящие. Дети заходят, спрашивают: «Ой, а чьи это рога?», а им и отвечаю: «Мои!», – смеется Сергей, проходя дальше. – И есть заячьи лапы. Настоящие, с когтями, привез их с Севера.

И даже обычная коряжка или ветка становится в руках Сергея ценным и интересным экспонатом.

– Вот, казалось бы, просто коряжка. А вот так повернешь – и уже похожа на птицу. А вот эта – на волка.

Все в домашнем музее имеет свою историю, Сергей Исаакович не забывает, где нашел тот или иной экспонат. Помнит даже, какая вещь была первой в его коллекции:

– Музей начался с фуганка. С тех пор, как только приезжал в деревню – обязательно оттуда что-нибудь привозил. Так и началось, началось… Незаметно – косы, грабли, фуганки, рубанки – все стало появляться. Есть даже раритетное кресло, я привез его из Магадана, обтянул искусственной кожей.

Есть в доме и мини-тренажерный зал: несколько боксерских груш, выставленных по кругу. Сергей продемонстрировал так называемую «четверочку» – резво, одним махом он прошелся по всем четырем снарядам.

– Я мастер спорта, занимался каратэ и самбо. И нунчаки у меня есть, я вам потом покажу, – улыбается Сергей. – А там, сверху, висит фуражка с надписью «хочу в Одессу», осталась с тех пор, как я лепил из снега дракониху-морячку. Я же в Одессу хотел переехать, но не удалось.

В самом доме находятся картины Сергея Марценко, гравюры, портреты людей и потрясающие копии с картин: есть даже Мадонна и Мона Лиза. Повсюду стоят кисти, баночки, а в углу висит портрет Брюса Ли – кумира Сергея Марценко. На стенах есть фото детей и внуков Сергея – внучке сейчас 20 лет, а детям – за 50.

О том, что он будет художником, Сергей знал уже в детстве – именно в то время, когда он жил в детском доме.

– Я зашел в подвал в детском доме, смотрю, а там в комнатке сидят рисуют. Мне дали срисовать картинку, помню, книга называлась «Акула», там мальчик плывет, а за ним хвост акулы. И я это перерисовал, меня преподаватель похвалил – и в тот момент, когда я понял, что у меня получилось, я уже знал: «Буду художником!», но через 4 занятия художник-преподаватель пропал, так что занятия мои тоже прекратились. А снова рисовать я стал только в школе. Потом поступил в Московский университет искусств заочно.

Патефон работает и радует детскими песнями!

Сначала Ярославль не понравился

Интересные занятия раз за разом находили Сергей Исааковича сами: в один момент он занялся танцами и достиг в этом занятии больших успехов. «Просто надо захотеть», – говорит мужчина. А уже после, в Ярославле, Сергей Марценко открыл свою школу каратэ – первую в Ярославле. Все это произошло в 1993-1994 годах.

– Мы приехали в Ярославль, работы не было, я устраивался в разные шарашки, работал даже дворником… Сначала не очень понравился город – из-за того, что не могли здесь устроиться, думал, что в деревне жить будем. Потом разглядел красоту города, очень нравится центр Ярославля.

Но вот плитка на набережной Волги все-таки портит весь вид и впечатление.

– Иду, гуляю, спотыкаюсь и думаю: «Да как же так можно делать?». Вроде со стороны смотришь – нормально, но потом чувствуешь основу. Сделано некачественно. Мне очень нравится Ростов и Углич, там красиво.

Сергей Марценко на съемках фильма

Сейчас Сергей Исаакович продолжает строить свой дом-музей и радовать людей новыми необычными скульптурами каждый год – к слову, уже больше 10 лет он каждый год возводит символы года из снега около своего дома. Жизни талантливого ярославца точно можно позавидовать: его любят дети, им восхищаются взрослые, а в свои 76 лет Сергей Марценко полон сил и энергии для новых занятий – частенько он снимается в кино и продолжает создавать новые шедевры.

Все оперативные новости читайте в телеграм-канале Про Города. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!

...

  • 0

Популярное

Последние новости