"Нас окатило кровью": молодой врач из Ярославля вытащил человека с того света
- 22 мая 2023
- 16+
- Лебедева Ирина
Павел Старцев и его коллеги пошли на риск и спасли еще одну жизнь
В 25 лет Павел Старцев спас не одну жизнь. Молодой травматолог-ортопед, участник проекта "Народный доктор" Про Города, работает в клинической больнице №9 и поликлинике №3. Иногда медику достается от взрослых пациентов за свой молодой возраст:
-Найти общий язык с такими пациентами мне помогли коллеги. Надо использовать слова, которые им более импонируют. Есть разные модели диалогов с пациентами. Некоторые используют такую патерналистическую модель,то есть я здесь главный, а вы меня слушаетесь. Кто-то заводит дружеский диалог с пациентами, то есть: "Как ваши дела? Как ваше ничего? Давайте сейчас будем лечиться,а то будет сейчас дача, огород..." Пациенты мгновенно воспринимают это так: "Ага, он знает про мою дачу, огород". Это помогает расположить к себе и вызвать доверие.
"Вы мне мужа убили!"
Встречаются и такие, которые на эмоциях могут вылить на врача весь свой негатив. Павел воспринимает это лояльно:
- Входишь в положение пациента, он-больной человек. Он страдает, и я делаю на это скидку. Был случай: к нам пришёл пациент, который страдал от шейного остеохондроза. Я его обследовал, и это был не шейный остеохондроз. Я его пролечил, но динамика не была положительной. Направил его к неврологу, он отправил его к нейрохирургу. По итогу оказалось, что у него нейронная болезнь, вследствие чего у него начали разрушаться шейные позвонки. Мы направили его лечиться в Москву. Когда они вернулись, его жена, к сожалению, была расстроена тем, что вовремя это не было выявлено. У каждого врача есть своё кладбище, как известно. Она пришла,начала тыкать пальцем мне и кричать: "Нацепили на себя белый халат! Вы не врач, вы убийца! Вы мне мужа убили!"
- Он умер?
- Нет. Он сидел в коридоре и страдал.
- Вы ей как-то ответили? Как отреагировали на это?
- Я понимал, что человеку надо просто выговориться. Его нужно успокоить. Лечение мужчине было проведено, в Москве его пролечили. Сейчас ему оказывается вся необходимая помощь. Он сам особых претензий не предъявлял, предъявляла его жена. Но мы тоже должны были войти в её положение: за ним нужно было ухаживать, а это большой стресс. Людям нужно просто выговориться.
"Вылечили, а от чего-непонятно"
Бывает, пациенты приходят к врачам с недугами, которые могут вылечить, но не могут определить даже самые опытные специалисты. Павел рассказывает необычный эпизод из практики:
-Был такой случай: ни я, ни кто другой в поликлинике и никто из моих коллег из других поликлиник не могли сказать, что у пациента была за болезнь. К нам приходила пациентка, у которой стабильно повышалась температура: 37,2 и 37, 3. Но все её показатели были абсолютно в норме. Я рассказал всем своим коллегам по работе в ординатуре , напряг реаниматологов. Там действительно все мысли-это вот это, нет, это вот это...Напряг даже преподавателя с кафедры терапии из Соловьёвской больницы, даже там преподаватель говорит "попробуй это". Мы со всех сторон "обшманали" (на языке медиков это значит "обследовали), но так по итогу никто не понял, что это было. Вылечили, а от чего-непонятно.
Спасли дедушке не только руку, но и жизнь
Павел Старцев после 6 лет учёбы решил идти дальше. Поступил в ординатуру по травматологии. На первый год учёбы студентов отправили каждого к себе на родину. Так как у Павла целевое от областной больницы, он отправился туда, в Вологду. Врач рассказал один из самых запомнившихся ему случаев, когда от его решений и взаимодействий с коллегами зависело не только здоровье, но и жизнь пациента:
- Были разные ситуации: и ДТП привезут, и производственные травмы (например, когда руку засосало в станок). Но были совсем нестандартные случаи. Был пациент-дедушка 83-х лет, перелом шейки плеча. Травма- достаточно частая для его возраста. Упал на плечо, был оскольчатый перелом. Учитывая возраст и состояние, его не оперировали, так как обломки стояли очень даже неплохо. Он должен был просто ходить в "косынке", и с течением времени рука бы
просто срослась сама по себе. Но проблема была в том, что сразу после выписки он через день поехал к себе в деревню, полез на печку и, по закону подлости, упал на больное плечо. Родственники сразу привезли его ко мне в приёмное отделение. Смотрю: у него плечо достаточно большое, отёкшее-напряжённая гематома. Проверил пульс: всё хорошо. Но мысль о том, что осколок повредил плечевую или подмышечную артерию, не оставляла. Плечо было слишком большое, отёк нарастал. Сделали узи: там всё хорошо, артерия не повреждена. Посовещались с коллегами, пришли к выводу, что нужно вскрывать гематому. Обработали руки-"помылись", как говорят врачи. Заказали кровь для переливания. У дедушки было высокое давление, от весь на взводе. Оказалось, что его мышцы и мягкие ткани работали, как мягкая повязка,они придавливали. Только раздвинули ткани-нас окатило кровью. Давление дедушки 180 резко начало падать до 90 на 60. Повреждена плечевая артерия, кровотечение-мощнейшее. Обычно артерию можно прижать к кости, а из-за оскольчатого перелома прижимать было просто не к чему. Кровотечение не останавливается. К счастью, мы в четыре руки умудрились "заткнуть" кровотечение. Я взял вену с ноги, как
протез, и мы её пришили. Таким образом, в кратчайшие сроки было остановлено кровотечение и восстановлено кровоснабжение руки. Пациент некоторое время из-за возраста всё-же провёл в реанимации, но по итогу мы спасли не только жизнь, но и руку сохранили.
Спасать людей от возможной смерти Павлу приходилось и вне стен больницы:
- Был случай: я сдавал на права летом прошлого года. Стояла жара 35 градусов. На площадке мужчине крупного телосложения стало плохо. Я жду машину, чтобы сдавать, а мимо идёт мужчина,шатаясь, как пьяный. Судя по всему, схватил тепловой или солнечный удар. Идёт, ноги заплетаются, но запаха алкоголя нет. Спрашиваю, что случилось? 12 часов дня среды, пить рановато. Разговорились, сказал, что голова болит, тяжело. Пришлось вызвать скорую.
"Это лучше любых денег"
Очень многие молодые специалисты не идут после учёбы работать по специальности, потому что их пугают низкие зарплаты и высокая загруженность. Для Павла всё оказалось иначе-он не жалеет, что работает в государственной больнице:
- Нет ничего приятнее, когда твой пациент пришёл и сказал, что ему стало легче. Это лучше любых денег, лучше любой зарплаты. Почему не пошёл медбратом в частный центр? После окончания приходится курсов я могу работать только врачом в поликлинике. У нас многие уходят в платные центры, так как дополнительно есть дипломы медсестёр и медбратьев. Желание взять ответственность на себя. Мне хотелось самостоятельно вести пациентов, помогать им и принимать решения. Проверить себя-смогу ли.
Как оказалось, зарплата молодого специалиста вполне устраивает:
-Более чем, особенно с февраля, когда нам добавили президентские выплаты в размере 15 тысяч рублей на ставку. Потихоньку и очень даже неплохо, особенно начинающему специалисту.
И высокая ответственность и нагруженность не мешает Павлу, как и всем молодым людям, строить полноценную, наполненную впечатлениями и отдыхом, жизнь:
-Не могу сидеть дома, все время хочется посмотреть, как живут другие, прогуляться по незнакомым местам. Всегда есть свободное время, и на личную жизнь. В ближайшее время планирую жениться.
Эта болезнь-угроза для Ярославля
Всем жителям Ярославля известно, что одними из самых распространённых и тяжёлых болезней города являются онкология и ковид. Про Город спросил у Павла Олеговича, какая ещё болезнь, кроме этих двух, является угрозой для жизни ярославцев:
-В последнее время я бы не стал скидывать со счетов именно онкологию. Через меня проходит большое количество пациентов с онко. Это одна из самых угрожающих болезней. Объясняю, почему: с давлением мы более-менее научились справляться, все скрининговые системы по сердечно-сосудистым заболеваниям есть. Зря убрали онкологию из списка. Онкологические заболевания-достаточно тяжёлые и не всегда поддаются лечению. Вероятность рецидивов-высочайшая.Всё-таки назову: сердечно-сосудистые заболевания и онкология.
Это необходимо жителям Ярославля
У Павла Старцева-далеко идущие планы на своё будущее.Они связаны не столько со своими амбициями, сколько с твёрдым желанием помогать людям с одной из самых
страшных болезней современности-онкологией:
-Помимо травматологии я собираюсь рассмотреть онко-ортопедию, то есть заняться лечением опухолей костей и суставов, их поражением и вариантами их лечением. Есть такое понятие-патологический перелом. Метастаз-это маленькая опухоль, которая отделилась от большой,"полетела" по организму и попала в кость, например. Там она разрушила кость и случился перелом. Проблема заключается в том, что обычный перелом можно с помощью известных методов лечения лечить, то в данном случае приходится применять намного больший комплекс мероприятий: удалять часть кости, ставить очень сложные конструкции, учитывать множество факторов. Это намного сложнее, и в Ярославле мало специалистов, которые занимаются этим специализированно. Правильно, что у нас онко-больница собирается открыть отделение опухоли костей и суставов. Это то, что необходимо жителям Ярославля. Сколько я проработал в Соловьёвской и Вологодской областной больницах, очень много пациентов с такими переломами, и их лечат не по тем стандартам, которые доступны, например, жителям Москвы.
-А сколько в Ярославле таких специалистов?
-Скажем так: травматологи в Соловьёвской больнице знают, что в данном случае делать. Некоторые-очень даже хорошо знают. Но они занимаются параллельно и тем, и тем. Нет людей, которые непрерывно бы набивали руку именно на онко-переломах. Их сложнее лечить, они менее стандартные. Большая часть таких специалистов собраны в Соловьёвской больнице и в Госпитале ветеранов войны.