Учитель из Ярославля раскрыл секрет спокойствия: "Есть способ не наорать на ребенка"
- 26 сентября 12:37
- Елизавета Костишина

Что делать, если ты не нравишься ребенку? Как отвечать на провокационные вопросы подростков? Об этом Про Городу рассказал учитель биологии средней школы №47 и участник проекта "Народный учитель" Борис Воронов.
"Если не нравлюсь ученику, смотрю его тик-ток"
Борис Васильевич преподает биологию - тот предмет, который чаще остальных вызывает среди детей "хи-хи". Учитель признается, что и ему самому приходится учиться невозмутимости. 
"Сложных детей не бывает, бывают неудобные дети, - честно говорит Борис Воронов. - И это зависит от характера педагога. У каждого человека свой характер, мы не можем нравиться всем. Давайте так: тот ребенок, который не сошелся со мной характером, хорошо общается с моим коллегой. Если я не нравлюсь ученику, я стараюсь найти к нему подход. Спрашиваю у ребенка, чем он увлекается. Смотрю тренды тик-тока, изучаю то, что ребенок смотрит, и пытаюсь "зайти" с позиции его персонажа. Даже если мне не нравится то, что смотрит ребенок, пытаюсь понять, чем его это привлекает. Учитель должен быть в курсе трендов и понимать ребенка".
"Ставлю себя на место ребенка"
Вечерами в квартирах, где дети делают уроки, зачастую кричат родители. Что нужно сделать уставшей матери, чтобы воздержаться от оров и подзатыльников?
"Главный способ - приемы из психологии: где-то нужно взять паузу, где-то сделать глубокий вдох. Злятся люди от бессилия, и кричать - ну уж совсем бесполезно".

А еще подростки часто провоцируют учителей и задают неудобные вопросы:
"Ученики проверяют мои знания по предмету. Но задают и личные вопросы. Подходят и спрашивают: "А вы знаете, с каким счетом выиграл "Локомотив"? Проверяют, насколько хорошо я знаю новости. Сарказм где-то пресекаю, где-то меняю тему. Самое сложное - показать свое безразличие.".
Чтобы урок ребенку "зашел", нужно просто поменяться местами:
"Я себя часто ставлю при подговке урока на место ребенка. А как бы он ответил? Как бы справился с заданием? Считаю, что получаются интересно".
Откуда берутся дети
Уроки биологии плавно подводят нас к "взрослой" теме. Борис Васильевич говорит, что нынешние дети все знают еще до того, как разговор доходит до "пестиков" и "тычинок".
"Откуда берутся дети, лично я узнал в подростковом возрасте. А сейчас дети это узнают гораздо раньше - уже в младшей школе. Причем информацию получают без контроля родителей - благодаря интернету. Хорошо это или плохо - я не знаю. Это данность современности".
Объяснить цикл размножения растений при этом порой легче, чем добиться от класса тишины.
"Настрой класса на урок зависит от множества факторов: ото дня, от того, с какого урока пришел класс слушать твой предмет. Если дети пришли с тяжелой контрольной, то дети устали, они не будут работать. Особенно, если класс шебутной. А вот после физкультуры дети расслаблены и более готовы к диалогу. Бывают дни, я чувствую, что даю моноспектакль. И хорошо, если мой монолог звучит в тишине".
Вообще учитель биологии сравнивает класс со стайкой птичек-тупиков: шумят и толкаются.
"Дружно выходим на сайт зоопарка"
Есть учителя, которые считают, что телефоны детям лучше в руки не давать - от них дети глупеют. Борис Воронов предлагает учить думать, используя гаджеты:

"Я не сторонник забирать полностью телефоны. Лучше учить детей тому, что смартфон надо использовать не только как источник развлечения, а как источник получения новых знаний. Например, я детей на уроке прошу выйти на сайт ярославского зоопарка и посмотреть прямую трансляцию из вольера. Или найти на сайте заповедника цифру, сколько растений там охраняется".
Номинировать своего педагога на "Народного учителя" можно здесь.