Казарновская в Волковском: что будет, если смешать "Евгения Онегина" и "Пиковую даму"
Обозреватель ярославских мероприятий Алексей Ежов специально для "Pro Города"
«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем её вернее губим
Средь обольстительных сетей». А. С. Пушкин.
Вчера в третий, но не в последний, раз на сцене Волковского театра состоялась музыкальная фантазия в 2х действиях «Пушкиниана. Любовь и карты», поставленная Владимиром Алениковым на основе произведений А. С. Пушкина, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
Казалось бы, что может быть общего в этих произведениях великого русского поэта. И ответ не заставил себя долго ждать – главная героиня, Татьяна, она же графиня в старости, которую играет оперная певица Любовь Казарновская, и в этом есть уникальность проекта, ведь для неё это первая драматическая роль. С которой, к слову сказать, она справилась очень и очень успешно.
«Тройка, семёрка, туз».
Если немного коснуться действия, то это удивительное слияние двух сюжетов, где, как я уже упомянул выше, графиня – это та самая Татьяна, под гнётом лет, ударов судьбы и ворохом воспоминаний. Среди серых будней, по просьбам её воспитанницы Лизы, влюблённой в Германна, она перебирает по ниточкам своё прошлое, проигрывая заново отдельные пластинки своей жизни. В эти моменты, скидывая накидку прожитого, свой кокон, из старой, утомлённой, местами грубой женщины появляется нежная и прекрасная Татьяна, дышащая молодостью и любовью. Вокруг неё закручивается круговорот событий – Онегин, Ленский, бал, письмо, отвергнутые чувства, ревность и глупая дуэль.
«Тройка, семёрка, дама».
Но и спустя много лет её ждёт предательство. Тот самый Германн, зная, что графиня хранит секрет трёх карт, благодаря которому можно три раза выиграть, соблазняет Лизу и оказывается в их доме. Но он не успевает узнать тайну, графиня умирает от сердечного приступа и только её призрак, явившийся к мужчине, эту самую тайну раскрывает. Да всё зря. Первый день – Германн выигрывает деньги. Второй день – выигрывает в два раза больше. Третий день – путает туз с дамой и сходит с ума.
Это если вкратце, чтобы убедиться, насколько органично слияние «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы». К тому же, оно было сделано ещё и очень красиво эстетически. Сценография, свет, хореография, музыка и декорации, выверенные до предела, до сантиметра, до ноты, впечатлили. Наблюдать было одно удовольствие, порой даже возникало впечатление театрального кинематографа. А создающие показываемые события Автор (Валерий Кириллов) и его Муза (Мария Полумогина) добавили в атмосферу жизни и поэзии.
И, наконец, капля дёгтя в мёд повествования – всего одна вживую спетая партия Казарновской, очень хотелось слышать и другие композиции не в записи. В остальном – браво, браво и браво! Достойно, необычно и, несомненно, актуально. Всё-таки классика пока незаменима, жива и велика, а Пушкин в том числе, на заслуженном первом месте.
«Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..» .
Скелеты в шкафу высыпаются: о ярославской постановке в камерном театре.