"Работаем со всем миром": как предпринимателям помогают в Центре экспорта Ярославской области
- 28 октября 2019
- 12+
- Служба новостей
Для поддержки компаний нашего региона, ориентированных на сбыт своей продукции за рубежом, работает Центр экспорта Ярославской области
О том, чем он может быть полезен предпринимателям, рассказала его руководитель Наталия Багрова.
Когда в регионе появился Центр экспорта?
Центр создали в феврале 2017 года. Наш учредитель – Правительство региона, если быть точнее, департамент инвестиций и промышленности Ярославской области. Центр экспорта – часть инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных предприятий Министерства экономического развития РФ.
Какие меры поддержки могут получить предприниматели в Центре?
Существующий перечень мер поддержки очень широк и постоянно пополняется: в него входят консультационные услуги по всем вопросам экспорта, перевод и создание презентационных и иных материалов, подготовка и экспертиза экспортного контракта, содействие в сертификации продукции на международных рынках, содействие в регистрации товарного знака, оформлении и защите интеллектуальной собственности. Мы организуем компаниям участие в международных выставках и различных бизнес-миссиях. В прошлом году мы запустили проект по оказанию содействия для размещения на электронных торговых площадках: это был первый в России пилотный проект с площадкой ebay. Мы зарегистрировали на этой площадке 15 предпринимателей области, которые выпускают различную продукцию: термобелье, посуду, украшения и многое другое. Она вполне успешно продается, и 7 предпринимателей уже отправили свои товары покупателям.
Кто может рассчитывать на поддержку Центра экспорта?
За эти годы к нам обратились с теми или иными вопросами более 500 компаний – представителей малого и среднего бизнеса Ярославской области, примерно 100 из них – это наши самые активные предприниматели, которые каждый год с нами работают. Два основных критерия для получателей нашей поддержки – это наличие компании в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и регистрация на территории Ярославской области. К нам обращаются предприятия разного спектра – как промышленные, так и производители продуктов питания, сувениров, одежды и многие другие: туристические агентства, IT-компании, которые также могут свои услуги предлагать на экспорт и пользоваться нашей поддержкой.
Какие услуги наиболее востребованы?
Популярные услуги - это перевод и создание презентационных материалов, а также создание сайта на иностранном языке. Если просто перевести страницу сайта на английский язык, то ее нельзя найти по запросу из-за рубежа, если сайт зарегистрирован на российском домене. Сайты в других странах выглядят иначе. Иначе должна выглядеть и упаковка продукции — например, для нас привычна прозрачная упаковка продуктов питания, а у китайцев такая упаковка вызывает негодование, она должна быть непрозрачной, яркой, красочной. Компании, ориентированные на экспорт, дорабатываютвнешний вид своей продукции, меняют вкусы, упаковку в соответствии с предпочтениями покупателей других стран.
В какие страны вы уже отправляли бизнес-миссии и куда предприниматели поедут в будущем?
Бизнес – миссии организуются в разные страны ближнего и дальнего зарубежья. В 2019 году ярославские предприятия выезжали в Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Азербайджан, Вьетнам, Китай, Францию, Турцию, Японию. На первый квартал 2020 года у нас уже запланированы 4 бизнес-миссии в страны СНГ и Алжир. Запланированы выставки: «Продэкспо» в Москве, UzBuild в Узбекистане, а также ряд индивидуальных стендов на международных выставках в России и за рубежом. На второй, третий и четвертый квартал мы собираем заявки от представителей бизнеса и надеемся на их активность. С выставками мы работаем по заявкам предпринимателей – мы собираем запросы, подбираем подходящие выставки. Предприниматели предлагают и страны, в которые они хотели бы поехать и представить свою продукцию. Иногда получается подобрать профильные отраслевые бизнес-миссии, но чаще предприниматели из разных отраслей отправляются в одну деловую поездку, но для каждого выстраивается своя подготовка. Встречаются с теми, кто им интересен, представляют свою продукцию в этой стране. Особенно полезны посещения предприятий, выезды на производство.
Как вы определяете потенциал предприятия?
У нас есть анкета экспортной готовности, балльная система для определения готовности компании и ее продукции к зарубежным рынкам. Мы проводим беседу, выявляем потребности компании в нашей поддержке. Не всегда компания полностью готова к экспортной деятельности, мы выстраиваем вместе стратегию поиска покупателя и работы в зарубежных странах. Процесс переговоров тоже бывает длительным, сделки с иностранными партнерами редко заключаются сразу. Иногда контракт заключается после 3-6 месяцев переговоров, тестирования образцов, адаптации продукции. Иногда бывает один или два года уходит на согласование и подписание контракта. Например, в Африке партнера долго изучают, не торопятся, если компания проявляет несдержанность, нетерпение, ее перестают рассматривать в качестве партнера.
Какие товары и услуги с помощью нашего регионального Центра экспорта вышли на экспорт?
Их очень много. Например, одна наша переславская компания производит меховые накидки для сидений автомобилей, поставляет их во многие страны посредством электронной торговли, в том числе в США и Австралию. Украшения и одежда, которые производятся в Ярославской области, тоже пользуются успехом за границей. Мы организовали нашим предпринимателям, производителям одежды и аксессуаров класса люкс, участие в Неделе моды в Париже. Продукция участников бизнес-миссии вызвала интерес у закупщиков из крупных сетевых универмагов разных стран, компании уже заключили контракты с с Китаем и Великобританией. Центр помог компании – производителю строительных 3D-принтеров представить свою продукцию на крупнейшей международной выставке Bauma в Германии, помогли с арендой площади, регистрационным взносом, доставкой образцов. Компания представила свой принтер, напечатала на нем мебель, логотип мероприятия. Представители более 50 стран посетили стенд компании в рамках выставки.
Как вы оцениваете активность ярославского бизнеса и стремление к выходу на зарубежные рынки?
За последние годы все больше предприятий Ярославской области выбирают для себя в качестве стратегии развития выход на международный рынок. Они понимают, что концентрируясь только на внутреннем рынке, они в любом случае сталкиваются с международной конкуренцией. Надо повышать свою конкурентоспособность, повышать свой уровень, выходить во внешний мир. Нужно понимать, что в мире востребовано все – нужно уметь это правильно подать. Хочу отметить, что в Ярославской области производят очень интересную продукцию и нам есть чем похвастаться и заявить о себе за рубежом.