«Жена истерила и просила вернуть мужа»: медиатор из Ярославля о тонкостях профессии

«Жена истерила и просила вернуть мужа»: медиатор из Ярославля о тонкостях профессии Фото: Наталия Мамаева и ПроГород

Почему люди обращаются к незнакомому человеку за помощью

Муж приходит домой после работы и сообщает, что у него есть другая семья. Супруга бросается в истерику, но он спокойно проходит в спальню, собирает вещи и уходит. А в это время на другом конце города предприниматель построил завод, который загрязняет воздух. Жители жалуются, обращаются в разные инстанции, но их никто не слышит. Эти, казалось бы, совершенно разные истории объединяет то, что их может решить один человек. Не супергерой, но медиатор. Об этой профессии мало говорят, но в мире, где конфликты разгораются каждый час и каждую минуту, эти люди помогают быстро и иногда безболезненно договориться.

ПроГород поговорил с председателем коллегии медиаторов при ЯрТПП Наталией Мамаевой о том, кто может стать медиатором, чем этот человек отличается от судьи и почему к нему обращаются, чтобы вернуть мужа?

Чем занимается медиатор?

- Медиатор — организует и проводит переговоры между сторонами, которые находятся либо в конфликте, либо есть какая-то проблема, которую необходимо решить, как вне судебного порядка, так и в судебном. Проще говоря, это независимое лицо - посредник, примиритель - человек, который знает определенные техники и методики, помогающие людям договориться. Это не обязательно конфликт, это может быть просто проблема или нерешенные вопросы. Например, супруги расходятся и хотят определить, кто и когда будет проводить время с ребенком и кому какое имущество перейдет. Это не только может быть примирение, но и помощь сторонам, чтобы они могли красиво разойтись.

Медиатор — это скорее юрист или психолог?

- Если говорить об образовании, то медиатором может стать любой человек. Главное — наличие высшего образования, возраст старше 25 лет и наличие дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации. По сути, это и не психолог, и не юрист. Не юрист потому, что, когда возникают юридические вопросы, мы привлекаем юристов сторон. Но это и не психолог, потому что мы не решаем вопросы, касающиеся психологической стороны конфликта. Если медиатор видит какую-то глубинную проблему, то он должен приостановить или прекратить процесс, чтобы стороны могли обратиться к специалистам и разрешить сначала эту проблему. А только потом продолжат договариваться. 

Почему люди обращаются к медиатору, а не в суд?

- Самое главное преимущество — сэкономленное время и денежные средства сторон. В судах некоторые вопросы решаются очень долго. К нам приходили даже люди, которые уже прошли через суд, но по его решению не все стороны остались довольны. При медиации люди в переговорах более свободны. У меня, например, были супруги, которые долго судились из-за имущества и им каждый раз его делили поровну. Они продолжали спорить между собой, потому что им это было невыгодно. Супруги не могли полноценно продолжать пользоваться своим имуществом. Устав от постоянных конфликтов, они обратились к медиативной практике и поделили имущество так, как им было удобно. И, конечно, удобно в том плане, что при медиации люди сами выбирают, сколько времени и когда они готовы потратить на переговоры. В суде нет возможности проговорить свои эмоции, а в основе любого конфликта лежит эмоциональный всплеск, из-за которого стороны не могут договориться. А в суде все сведено к существу спора. Кроме того, расходы на процедуру медиации составляют в разы меньше, чем судебные расходы. 

Как поэтапно проходит процесс медиации?

- К медиатору обращается одна из сторон. Медиатор проясняет ситуацию. Дальше проводим премедиацию - стадию подготовки к медиации. На этом этапе медиатор звонит второй стороне и принимается решение о возможности проведения процедуры медиации. Следующий этап - заключение соглашения о проведении медиации. Далее идет основной процесс медиации, которая проводится путем переговоров, индивидуальных и общих встреч со сторонами. Наше совместное взаимодействие завершается заключением медиативного соглашения, которое может быть как в устном, так и письменном виде. В медиативном соглашении прописываются все их договоренности. Дальше это соглашение или передают в суд (если медиация проходила во время судебного процесса), или заверяют нотариально по желанию сторон. Но заверение необязательно, были даже случаи, когда стороны договаривались устно и говорили: «Нам никакое заверение не нужно, мы и так поняли, как решить ситуацию». А дальше мы отслеживаем исполнение договоренностей. Вот и все.

С какими проблемами чаще обращаются ярославцы?

- В Ярославской области порядка 40 медиаторов, при этом не все из них практикуют. Очень популярна семейная медиация. Она важна и нужна. Потому что часто вопросы касаются детей - с кем они будут жить, сколько с каждым из родителей они будут общаться. Семьи часто сами заинтересованы в решении этих вопросов, даже несмотря на натянутые отношения между сторонами. Есть и школьная медиация. В учебных учреждениях происходит очень много конфликтов. И это не обязательно между учащимися. Это могут быть конфликты между родителями и учителем, между учеником и администрацией школы. И благодаря медиации многие вопросы снимаются на уровне школы, не доходя до департамента образования или, например, прокуратуры. Обратиться к медиатору могут и учителя, и ученики, и родители. Ярославцы прибегают и к бизнес-медиации. Здесь решают вопросы, например, арендных отношений, исполнения договорных обязательств. Нужно помнить, что всегда есть возможность договориться. Нет ни плохих сторон, ни хороших. Мы, как правило, не слышим друг друга. Человек говорит, что ему нужно, а мы слышим только себя. Задача медиатора — вскрыть первопричины, найти истинные желания каждой из сторон и возможности их удовлетворения. 

Был такой пример в семейной медиации, когда супруга хотела остаться в семье. Муж сообщил, что уходит от нее, а она очень желала, чтобы он остался. Мы связались с мужем, и он сказал, что это невозможно: «У меня уже есть вторая семья». Он наотрез отказался возвращаться, но сказал, что от детей не отказывается. Мы стали разговаривать с женой, объяснили ей, что нет перспектив для возвращения мужа. Мы очень боялись за ее эмоциональное состояние, потому что она сильно переживала. Но в итоге, когда услышала окончательное решение мужа, она стала по существу говорить, очень трезво. Она приняла это решение. В результате стороны начали процедуру переговоров, но не о его возвращении в семью, а о том, каким образом будут исполняться обязательства перед детьми, как они будут делить имущество, как они разойдутся.

Еще был случай. Например, в Тутаеве мы разрешали спор, связанный с деятельностью предпринимателя и загрязнением воздуха. Жители были недовольны, писали очень много жалоб на предпринимателя. Глава Тутаевского района, кстати, принял очень активное участие в разрешении конфликта. Разрешение проблемной ситуации заняло довольно продолжительное время - года 3-4. Он был очень непростым, но в итоге решение было найдено.  

Еще проблемными зонами, в которых может работать медиатор, являются споры в сфере ЖКХ и медицины. Такие конфликты имеют свою специфику. 

В ЖКХ сложность заключается в том, что одной из сторон выступает ресурсоснабжающая организация или управляющая компания. Один из примеров успешно разрешенного конфликта, где не обошлось без медиатора – спор между 77-летней собственницей жилого помещения, в комнате которой этой зимой температура воздуха не поднималась выше 15 градусов, и управляющей компанией. Управляющая компания проблему не решала, мотивируя тем, что проблема вероятнее всего – в трубе от  батареи отопления, расположенной в соседней комнате коммуналки, а в соседнюю комнату сотрудников управляющей компании для проверки этого предположения не пускают. Пришлось, с одной стороны, объяснять работникам управляющей компании, что они обязаны обеспечить доступ в комнату соседки, а с другой – разыскивать соседку, которая в комнате практически не появлялась, и убеждать ее как-то посодействовать решению проблемы. Сначала соседка категорически отказывалась пустить специалистов в свою комнату, но впоследствии удалось найти аргументы, чтобы двери отворились, а батарея была осмотрена. Все участники конфликта сели за стол переговоров, в результате которых принято устраивающее всех решение. Несговорчивая соседка пустит в свою комнату слесарей, те устранят проблему, в итоге поднимется температура в жилье заявительницы. А управляющей компании не придется платить штраф на основании обращения заявительницы в департамент государственного жилищного надзора. 

Сколько зарабатывают медиаторы?

- Зависит от стоимости имущественного спора, с которым стороны обратились к медиатору. В среднем, если сумма предмета коммерческого спора до 500 тысяч, то 15-20 тысяч получает медиатор. Из этой же суммы медиатор, в нашем случае, отдает определенный процент торгово-промышленной палате Ярославской области. Касаемо семейной медиации оплата осуществляется по ставкам, которые устанавливаются самим медиаторами и зависит от сложности спора. Если спор небольшой, то порядка 10 тысяч. 

Как навыки медиатора помогают вам в обычной жизни?

- Медиация — это не профессия, это философия жизни. Конечно, конфликты в жизни остаются, и ты в них участвуешь, но ты уже знаешь, как реагировать и как договориться. Ты понимаешь, где можно уступить, а где, наоборот, можно отстоять свои интересы. Я знаю медиаторов, которые прошли обучение, но не стали работать по профессии. Потому что работать в конфликте очень тяжело. Но тем не менее они говорят, что обучение многому их научило.

«Абьюзеры красиво ухаживают»: психолог из Ярославля о типичном портрете тирана и его жертвы. Подробности в телеграм-канале «ПроГорода»

...

  • 0

Популярное

Последние новости