Тупик школьных реформ: ярославец о том, что образование стало бизнесом

Тупик школьных реформ: ярославец о том, что образование стало бизнесомЯрославец рассказал о реформах образования/ фото из архива Константина Соловьева

Сегодня авторскую колонку написал один из учредителей общественной организации "Ярославль - трезвый регион" Константин Соловьев

Тему, касающуюся состояния образования в нашей стране на текущий момент и процесса его реформирования, я считаю очень важной. Именно от того, какие мировоззрение, воспитание и знания будут заложены в молодое поколение, зависит то, какой будет наша страна, общество где мы живем, через небольшой промежуток времени. К сожалению, данная взаимосвязь имеет временной лаг и немногие люди могут установить причинно-следственные связи и спрогнозировать влияние текущих процессов в сфере образования на будущее. Я вижу картину следующим образом: современные реформы российского образования – это демонтаж традиционной, советской (или как модно нынче называть ее «совковой») системы образования. Со сменой устройства общества изменились и цели образования. Позволю себе процитировать нашего современника - экономиста Катасонова: «Главный ресурс современной экономики — это дурак. Ему можно продать всё». Смысл заключается в том, что в современном капиталистическом мире транснациональным корпорациям нужны потребители, а не человек-творец, созидатель. А раз поменялся запрос, следует изменить и подготовку.

Учат на воспроизведение штампов

Критикуя традиционную систему образования, реформаторы внедрили нам вместо экзаменов тестирование. Когда я окончил школу было только ЕГЭ в выпускном классе. Сейчас проверке тестами подвергаются ученики в завершение начальной школы, после 9 и 11 классов. Реформаторы добились своего – больше детей не «грузят» фактологией, их натаскивают на воспроизведение штампов, которые мало того, что не пригодятся никому в дальнейшей жизни, они исключают формирование и развитие мышления, позволяющего во взрослой жизни решать различные задачи. Итоговые тестирования отрывают образовательный процесс от реальной жизни.

Отмечу коммерциализацию системы образования. В условиях рыночной экономики все продается и покупается. Образование – это всего лишь один из видов услуг, которые, конечно, должны приносить прибыль. В результате реформ молодой человек может закончить высшее учебной заведение, не обладая хоть малейшей долей знаний. Все курсовые работы, экзамены и дипломы покупаются. А если этот молодой человек находится на платном обучении, его тем более выгодней держать до выпуска, иначе учебное заведение потеряет доход. Каких специалистов мы получаем на выходе? А если задуматься, что эти люди в скором будущем будут работать на атомной электростанции или оперировать. У меня такие мысли вызывают большую тревогу. В теме коммерциализации образования следует упомянуть и о сформировавшемся рынке услуг по подготовке к сдаче итоговых экзаменов в школе. Существование такого рынка также подтверждает, что современная система образования не способна подготовить учеников к выпускным экзаменам. Или в этой проблеме присутствует коммерческий интерес?

Зарабатывают на рабочих тетрадях

Еще одной важным результатом реформ следует считать разрушение единства системы образования. Современные ФГОСы дают право любому региону, любой школе внедрять различные образовательные программы. По сути, нет единых стандартов, каждый делает, что хочет. А прикрывается все это безобразие красивыми словами о вариативности и инновациях. Кстати, на внедрение инновационных образовательных подходов и экспериментов выделяются немаленькие бюджеты. А что происходит с бюджетами в нашей стране у всех граждан нашей страны на слуху. К тому же под каждую образовательную программу нужны учебники, рабочие тетради и прочие материалы, а это неплохой способ заработать. Во время моего обучения в школе учебники переиздавались чуть ли не каждый год, соответственно, у старших классов уже не взять учебники, по которым они отучились. А отличие учебников чаще всего заключалось в смещении страниц, а не изменении наполнения. Приходилось родителям выкладывать каждый год приличную сумму денег на набор учебников. Сейчас, если я не ошибаюсь, после возмущения общественности, проблемы с покупкой учебников решены – их выдают в школьной библиотеке. Деньги теперь зарабатывают на обязательных рабочих тетрадях.

Авторитет учителей уничтожен

Хочется отметить немаловажную особенность положения дел у современных учителей. Так называемый личностно-ориентированный подход обучения в своей борьбе с тоталитаризмом ставит учителя на равную ступень с учеником. В результате авторитет учителей уничтожен, ученики позволяют себе ужасное поведение по отношению к ним. Зарплата учителей маленькая, что еще больше усугубляет ситуацию, так как талантливые люди стремятся в сферы деятельности с большей зарплатой, а в школах остаются неконкурентоспособные личности. Я считаю, что это искусственно созданная ситуация занижения оплаты труда учителей, которая отпугивает ценные кадры от сферы образования.

Пора завершать. Вышеназванные проблемы не решить какими-либо манипуляциями внутри образования. Все намного серьезней. Кризис носит системный характер. Можно углубиться в положение дел здравоохранения, рядовых бюджетников, пенсионеров и получить примерно такой же огромный список проблем. Реформы образования – логичное продолжение уничтожения советского наследия и присоединения к глобальной рыночной экономике на правах страны третьего сорта.

А недавно авторскую колонку о том, что убивает молодежь написал ярославец Максим Полетаев. Продаю вещи, чтобы выжить.

...

  • 0

Популярное

Последние новости