"Сможет ли чиновник отличить факт от фейка?": профессор Ермолин о новом законе
- 20 марта 2019
- 12+
- Служба новостей
Что происходит с современной журналистикой? Имеют ли СМИ право на ошибку? Об этом "Pro Город" поговорил с заведующим кафедрой журналистики и издательского дела ЯГПУ им.Ушинского, профессором Евгением Ермолиным.
- Евгений Анатольевич, недавно Владимир Путин подписал так называемый закон о фейках. Журналистам будут грозить серьезные штрафы, а самому СМИ - блокировка. Как вы относитесь к этому закону?
- Мне кажется, что при всей видимости благородности намерений, он антиконституционный. Большой вопрос, сможет ли чиновник отличить факт от фейка. Не будет ли версия трактоваться как фейк? К тому же, я считаю, в интернете борьба с фейковой информацией безуспешна. Уж проще запретить интернет! Мы все еще рассчитываем на мудрого, идеального цензора? Не было в 19 веке, не будет и сейчас.
- Сейчас информация распространяется очень быстро, и журналисты стараются опередить друг друга, в то время, как официальные ведомства не торопятся с комментариями. Имеет ли журналист право на ошибку?
- Факт-чекинг (проверка информации - ред.) - необходимое требование. С другой стороны, информация из разных источников противоречит друг другу. Это тоже надо учитывать.
- Вы растите молодое поколение журналистов. Была ли с их стороны реакция на новый закон? Что они говорят об этом?
- Студенты - люди довольно инертные. Гражданская позиция складывается ближе к четвертому курсу. Те, кто ее уже имеют, говорят о том, что это вмешательство в сферу деятельности журналиста. Другие молчат, осмысливают информацию. Изучать мнения студентов - задача не столь продуктивная, поскольку они только входят в современный контекст.
- Как вы оцениваете ситуацию с сегодняшней журналистикой? Свои коррективы в работу журналистов вносят соцсети, дзен-канал...
- Современная ситуация весьма противоречива. Журналистика сейчас - пестрее не бывает. Она развивается в ситуации информационного избытка. Я учу студентов соблюдать три главных правила: факт-чекинг, умение создавать повестку дня и интерактив. Сейчас тренд на эмоции в новостях. Проблема в том, что они значат больше аргументов. Востребованы те новости, которые соответсвуют ожиданиям аудитории. А спрос удручает. У нас в обществе никто не воспитывает информационную грамотность. Люди не отличают журналистику от пиара и пропаганды. Это выгодно для пиара и пропаганды, но никак не для журналистики. А без персонифицированного доверия журналистика не имеет успеха.