"Стирается память о кумире": о местах паломничества поклонников Цоя рассказал ярославец
- 15 апреля 2019
- 16+
- Служба новостей
Сегодня авторскую колонку для "PRO города" написал ярославский поэт и краевед Ярослав Жемчужников
Мало кто знает, что самое лучшее настенное изображение Виктора Цоя, из всех когда-либо имевшихся в Ярославле, находилось на Красном Перекопе. В 90 - х годах в арке магазина образ Виктора Цоя взирал со стены на проходящих мимо людей, каждый из которых, посмотрев на него, мог удостовериться в таланте художника, создавшего этот образ. Портрет Виктора Цоя был мастерски выполнен чёрной краской. Рядом с портретом Виктора Цоя соседствовали разные надписи, оставленные на стенах арки местной шпаной. В 2000 - х годах стены арки были полностью закрашены и на Красном Перекопе одной местной достопримечательностью стало меньше. Это было самое лучшее настенное изображение Виктора Цоя, из всех когда-либо имевшихся в Ярославле - на остальных он выглядел, мягко говоря, не очень.
Было в Ярославле и другое место с изображением Виктора Цоя - кирпичная стена в центре города, представлявшая собой оставшуюся часть развалин старого здания. Эту руину так и называли стеной Виктора Цоя, позже она была снесена. У этой стены собирались поклонники творчества Виктора Цоя, чтобы почтить память своего кумира, ставшего культовой фигурой отечественного рок-движения. Неотъемлемой составляющей таких встреч являлось употребление алкоголя - в основном это был портвейн "три семёрки" [или, как его ещё называли, "три топора"]. Стена Виктора Цоя в центре Ярославля была своего рода неким магнитом - местом притяжения, куда совершали паломничество как истинные поклонники творчества Виктора Цоя, так и разные маргиналы. Наведывались к стене Виктора Цоя и скинхеды - бритоголовые подростки в куртках-бомберах, джинсах с подтяжками и тяжёлых ботинках. Агрессивно настроенные к представителям других субкультур, они сбивались в группы и иногда нападали на собравшихся у стены Виктора Цоя.
О портрете Виктора Цоя, находившемся в 90 - е годы на Красном Перекопе, знают и помнят в основном только местные старожилы, а многие ярославцы даже не слышали о нём. Из разных источников можно узнать информацию об изображении Виктора Цоя на кирпичной стене, которая была в центре города - в Кировском районе, а также о его изображении на стене одного из жилых домов в Заволжском районе. Но практически нигде не упоминается портрет Виктора Цоя, находившийся в Красноперекопском районе. По понятным причинам в то время не каждый решился бы приехать на Красный Перекоп, чтобы увидеть портрет Виктора Цоя, не говоря уже о том, чтобы устроить возле него посиделки, поэтому о нём, кроме самих коренных жителей Красного Перекопа, мало кто знает. Это было самое лучшее настенное изображение Виктора Цоя, из всех когда-либо имевшихся в Ярославле, никакое другое не могло с ним сравниться - это всё равно, что сравнивать музыку уличного шарманщика с виртуозным исполнением симфонического оркестра.
Но почему представители неформальных сообществ не устраивали посиделок у стены с портретом Виктора Цоя на Красном Перекопе, а скинхеды не приходили туда нападать на них? Потому что и те и другие хорошо понимали, какая незавидная участь их постигнет, появись они в этом фабричном районе. На Красном Перекопе недалеко от того места, где был портрет Виктора Цоя, находятся знаменитые "корпуса" - те самые казармы для рабочих, где проживал многочисленный пролетарский контингент со специфическим менталитетом. Во многом именно благодаря обитателям "корпусов" Красный Перекоп и снискал дурную славу неблагополучного района с высоким уровнем преступности. В прежние времена у Красного Перекопа на протяжении нескольких десятилетий была репутация самого криминального, самого опасного района в Ярославле, пока не началось его постепенное расселение. Подавляющее большинство коренных перекопских переехало в другие районы города, получив там новое жильё. Произошёл значительный отток местного населения, в результате чего Красный Перекоп утратил своё былое лидерство по уровню преступности, которое было у этого района со времён октябрьского переворота до конца 90 - х годов.