Крик — признак бессилия: психолог из Ярославля о помощи школьникам, двойках и конфликтах

Крик — признак бессилия:  психолог из Ярославля о помощи школьникам, двойках и конфликтахФото: Про Город и Татьяна Богатикова

Татьяна Богатикова рассказала, чем родители могут травмировать ребенка

Учебный год только начался, а некоторые родители, кажется, уже на грани. Часто они не меньше задействованы в школьной жизни, чем их дети: вместе делают домашние задания, борются за хорошие оценки, решают спорные ситуации с одноклассниками и учителями. Ко Дню учителя Про Город поговорил с психологом, телесно-ориентированным терапевтом Татьяной Богатиковой о том, как делать домашние задания без крика, как правильно реагировать на двойку и стоит ли решать за ребенка школьные конфликты. 

Многие родители жалуются, что с начала учебного года все вечера проводят с детьми за домашними заданиями. Как привить ребенку самостоятельность во время выполнения домашней работы и как не срываться на школьника, если он упорно чего-то не понимает? 

- Дать ребенку возможность сделать самому, возможно, с ошибками, но самому. Сказать ребёнку, что вы рядом и поможете, если у него совсем не будет получаться. В своей практике я вижу, что родители делают за ребёнка домашние задания, так как это быстрее и можно пойти отдыхать после рабочего дня или сразу приучают к тому, что уроки выполняются с мамой и/или папой. И ребенок даже не приступает сам. Поощряйте самостоятельность.

Крик - признак бессилия. Если взрослый не знает, как объяснить, как повлиять, он начинает кричать. К сожалению, ребёнка это не мотивирует, чаще он просто закрывается. Вспомните свою взрослую жизнь на работе. Крик начальника мотивирует? Вряд ли. Только тех, у кого мотивация "от" (то есть желание избежать) и то на короткий срок.

Сейчас программа меняется и школьникам действительно задают много, но ведь и времена, сама жизнь меняются. Если не удаётся что-то объяснить, обращайтесь к специалистам, к учителю-предметнику. В домашней работе - самые простые слова, аналогии с игрушками, героями мультфильмов. В стрессовой ситуации ребёнок часто не может объяснить, что с ним происходит. Задача взрослых - объяснить и контейнировать, особенно, если речь про первоклашек: "Я вижу, что ты растерян, расстроен…". Спросите ребёнка, как вы можете ему помочь : просто посидеть рядом, объяснить, попросить помощи у учителя.

Как реагировать на плохие оценки? Эффективны ли ругань и наказания? 

- Спросите ребёнка, как он считает: "Почему не удалось?" (Болел, не понял, пропустил или что-то ещё). Отметьте то, что у него получилось. Пусть даже это будет красивый почерк в контрольной, за которую стоит двойка. Уточните, что он готов сделать, чтобы это исправить? Наметьте вместе с ним шаги. Самые простые. Поинтересуетесь позже, как он справился.

И обратная ситуация. Как не перехвалить ребенка за хорошие оценки? 

- Вообще, я считаю, что ребёнка трудно перехвалить. За пределами дома, в течение жизни у ребёнка будет много желающих раскритиковать и обесценивать. Не пополняйте эту статистику. Дома должно быть безопасно. В том числе эмоционально, психологически.

Если речь про ошибки, то делайте акцент на действиях, а не на качествах личности, то есть "не глупый", а "давай посмотрим, почему ты в этой контрольной допустил ошибку". Если речь про достижения, отмечаете качества: смелый, упорный, трудолюбивый, талантливый. Говорите о своих чувствах и эмоциях: "Я тобой горжусь! Я рада за тебя!"

Как должен вести себя родитель, если у ребенка возникли конфликты в школе с учителями или сверстниками? Помочь или позволить ему все решить самостоятельно? 

- Повторюсь, что отношения с ребёнком должны быть доверительные. Многие дети боятся делиться из-за страха наказания. Говорите ребёнку, что вы в доступе, что вы всегда выслушаете и как взрослый поможете, как только это потребуется. Так вы дадите возможность и проявить самостоятельность, и обратиться к вам в трудной ситуации.

Аналогично в конфликтах с учителями. Выслушивайте все стороны, но в школе - защищайте права ребенка (это обязанность родителя). Если школьник действительно виноват, обговорите это с ним дома наедине. Ситуация, когда родитель не защитил в конфликте со взрослыми, может быть травмирующей.

Многие родители с начала учебного записывают детей в самые разные кружки и секции. Хорошо ли это для ребенка, или усиленная нагрузка может повредить первокласснику? 

- Нельзя утверждать однозначно. Все дети разные. Есть дети с очевидным талантом в музыке, спорте, творчестве, конечно, необходимо способствовать его развитию. Но не стоит вдаваться в крайности. К сожалению, я вижу, что дети нередко становятся жертвами родительских амбиций. У детей должно быть время на игру, на детство. Особенно, если речь про начальную школу. Дайте детям побыть детьми.

Тут я вспоминаю свою маленькую ученицу, которую 7 лет назад я обучала русскому языку. Первоклашка в конце дня устало положила голову на стол вздохнула (а у неё были уроки и секции) и сказала: "Знаете, Таня, ведь школа - это не главное... Главное — жизнь!". Устами младенца глаголит истина.

"В родительских чатах катавасия": ярославский учитель младших классов о воспитании хулиганов. Подробности в телеграм-канале «ПроГорода»

...

  • 0

Популярное

Последние новости