«В меня кидали камни и писали, что страшная»: истории жертв школьного буллинга в Ярославле

«В меня кидали камни и писали, что страшная»: истории жертв школьного буллинга в ЯрославлеФото Кати - героини материала

Жертва и агрессор поделились своим опытом травли в школьном возрасте

Что делать, если ты становишься героем мемов? Если над ребенком издеваются в коллективе? Как это пережить во взрослом возрасте? Об этом Про Городу рассказала педагог-психолог Юлия Кустикова и детский психолог Елена Ефименкова.


— Буллинг — способ исключения неудобного, способ самоутвердиться, способ настроить коллектив против кого-то, травля.


«К буллингу подключились учителя»
 
Кате было всего 11 лет, когда вся школа настроилась против нее и стала травить за то, что она не такая, как все и не вписывается в нормы прилежной ученицы. Учителя же вместо того, чтобы остановить все это, стали сами обижать Катю.
 

- Меня травили за то, что у меня фигура не как у всех, за компанию друзей и даже за парня, с которым на тот момент встречалась. В 8—9 классе задирать стали за мой образ жизни (что прогуливаю уроки, общаюсь больше с мальчиками), к этому даже учителя подключились. Самый яркий и обидный этап был в 8 классе. Меня тогда буллили за личную жизнь. В соцсетях писали обидные слова не только в сообщения, но и в группах, пытаясь меня задеть. В школе могли просто подойти и сказать разные гадости. Учителя присоединились к этой волне травли. С их стороны это преподносилось как забота, таким образом, они пытались меня отвести от плохой компании, но это делалось очень грубо. Учителя не пытались вести диалог со мной, а только ругали и наказывали. Однажды меня не пустили на спортивные соревнования, потому что учительница по физкультуре узнала, что я курю и решила так меня проучить.

Психолог Юлия Кустикова отметила, что большая проблема в России — бездействие учителей, более того, провоцирование ими буллинга в классе.
 

— Одна моя коллега однажды сказала: «Нас травили, и их пусть травят, так они станут сильнее. Это закаляет характер». Вот с такой позицией многие учителя и живут, им так намного проще и комфортнее работать. Им удобнее сделать вид, что все в порядке и дети разберутся сами, чем каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию. А вообще, очень часто бывает, что именно учителя и являются источником агрессии. Они провоцируют весь класс по отношению к слабому ребенку в классе, и некорректные комментарии педагога класс подхватывает.

 

«Пришла домой с рассеченной ногой»
 
Кате пришлось пережить не только оскорбления, которые люди ей лично высказывали, но и травлю в интернете, где в группах школы публиковались ее фотографии с оскорбительными подписями и комментариями.
 

— Мне писали мальчики, что я страшная. Сообщения приходили не только в директ, но и писали в школьных группах, где выкладывали мои фотографии в виде мемов и шуток. Был один момент, я сидела после учебы в школе, ко мне подошли два мальчика, и без какой-либо причины стали меня оскорблять. Говорили, что у меня нет фигуры, что мне нужно меняться, чтобы понравиться мужчинам.

Родители узнали о конфликтных ситуациях в школе, когда Катя стала приходить домой с травмами.
 

—Было такое, что в меня камни кидали, толкали, я падала, рвались вещи. Естественно, родители замечали это и только тогда я рассказала, потому что по-другому не могла объяснить, почему прихожу с травмами домой.

Однажды, возвращаясь из школы, на Катю напали двое парней, которые без причины и какого-либо конфликта решили бросить в нее камни. Травма была настолько серьезной, что еще долгое время она не могла ходить.
 

— Я до сих пор хорошо этот момент помню. Я шла домой, а сзади два пацана решили, что будет весело кинуть в меня камень. Он прилетел мне в ногу, рассекло сильно, и еще долго я хромала после этого.  

Катя отмечает, что больше всего ее задевал кибербуллинг, когда про нее писали в группах (травля в цифровом пространстве), нежели подобные ситуации.
 
«Наверное, на всю жизнь со мной останется»
 
Пережить травмы после данного опыта Кате помог психолог, к которому отвели ее родители. Она проработала комплексы относительно внешности, и даже простила агрессоров, людей которые ее обижали, но доверие к окружающим восстановить не получилось.
 

— Я переживала эти ситуации по-разному, чаще замыкалась в себе и не разговаривала вообще ни с кем, считала, что должна сама проработать травмы. Родители заметили, что со мной что-то не так, и отвели меня к психологу, который мне сильно помог. Это было самое важное решение с их стороны. Психолог очень тщательно проработал со мной все ситуации. Комплексы внешности мне удалось проработать с психологом, но недоверие к людям, наверное, на всю жизнь со мной осталось.

«Не меня унижали, а я»
 
19-летняя Оля рассказала о своем опыте по ту сторону баррикад, где она была не жертвой травли, а агрессором. С невероятным чувством стыда Оля вспоминала историю из детства, когда стала частью коллектива, где буллить людей было нормой.
 

— У нас была девочка в классе, которая, скажем, всех бесила, и мы всегда над ней издевались.  Из общей группы класса в соцсетях мы ее удалили, и стали обсуждать эту девочку. Кто-то там написал, что Полина —  дура. Как оказалось, а беседе сидела мама этой девочки, и она начала писать, что вот эти все оскорбления в прокуратуру отправит, напишет заявление на нас. Начался сыр-бор в классе. Мы после этого случая еще больше стали ее обсуждать. Думали, что вот она такая-сякая, из-за этой фигни нас будут куда-то посылать. Господи, мне так стыдно сейчас это вспоминать.

Оля призналась, что ей приходилось переживать буллинг со стороны родителей, которые навязывали свои представления о должном поведении девушки, и даже лезли с настоятельными советами в ее личную жизнь.
 

— У меня был буллинг от родителей. Они твердили, что я должна быть такой, должна делать так (по их представлениям правильного). Однажды была такая ситуация год назад, когда я рассталась с молодым человеком, а он был перспективный парень — сам зарабатывал, управлял собственным бизнесом, с хорошим достатком, - и мне мама запрещала его бросать. Только поход к психологу мне помог справиться, а то в какой-то момент у меня начались панические атаки на этой почве.

Как выяснить, что ребенок подвергается буллингу в школе: ответ психолога
 
Практикующий детский психолог-дефектолог Елена Ефименкова отметила, что абсолютно любой человек, который хоть чем-то отличается от основной группы, может стать жертвой буллинга. Одежда, социальный статус, телосложение, умственные способности - все это может послужить причиной для травли. Важно вовремя заметить, что с ребенком что-то не так и помочь ему.
 

— Если ребенок начинает часто болеть, становится рассеянным, молчаливым, замкнутым, может ухудшиться успеваемость в учебе, то это признаки того, что в школе не все в порядке. В таком случае важно, чтобы родитель наблюдал за своим ребенком, был с ним в контакте, чтобы смог заметить изменения в нем.

Психолог отмечает, что в проблеме травли ребенка в школе важен системный подход со стороны родителей и учителей. Родители должны сами себя воспитать, потому что невозможно ребенка научить тому, что ты не умеешь сам. А учителям необходимо быть более включенными в коллектив, открыто общаться с детьми, показывать правильные качества, играющие важную роль в формировании личности ученика и профилактики буллинга.
 
Все самые оперативные новости Ярославля читайте в телеграм-канале Про Города. Подписывайтесь! 

...

  • 0

Популярное

Последние новости