"С Россией всегда и везде будут считаться": учитель истории из Ярославля об СВО, детях и новых учебниках
- 5 сентября 12:26
- 16+
- Дарья Локтева
Зураб Липартелиани поделился лайфхаком, как быстро выучить даты
Стоит ли родителям говорить с детьми об СВО? Чему нас учит история? Об этом Про Город поговорил с участником проекта "Народный учитель", директором школы №57, учителем обществознания и истории Зурабом Липартелиани.
"Учебники должны быть понятнее"
Годом ранее в школах внедрили новые учебники по истории. Не считает ли учитель это "переписыванием" истории?
- Эта формулировка некорректна, - отмечает Зураб. - Когда учебники пишутся, уточняются определенные даты, меняются трактовки некоторых событий в связи с открытием каких-то архивов или дополнительных документов. То, что информационное поле стало более доступным - это дело правильное и хорошее, но главное не перестараться.
Спрашиваем, какой он - идеальный учебник по истории?
- На мой взгляд, учебники должны быть проще, четче и понятнее. Основной упор необходимо сделать на политическую историю, которая объясняла бы суть происходивших внешнеполитических и внутреполитических событий. Ярких моментов в нашей истории очень много. А вот кто в каких лаптях ходил - это не так важно. Мы находимся на небольшом перепутье, нужно объяснять, почему, что и как мы оказались в той внешнеполитической ситуации. Исторически это можно обосновать. На изучение Великой Отечественной войны однозначно нужно выделять как можно больше часов. Надо больше рассказывать про народных героев, детей. Мы в девяностые сильно просели в этом моменте, да и в десятые тоже. Откуда развивалось партизанское движение - знать это очень важно. Народным подвигам нужно уделять больше времени.
Как учить даты
Зураб Гочаевич поделился лайфхаком, как ученику запомнить большое количество исторических дат:
- Это очень просто. Есть методика, когда мы изначально даем большой объем дат. Например, берем Великую Отечественную войну. На первом вводном уроке по этой теме Первый вводный урок по этой теме мы прописываем ключевые даты. Их может быть 30-40 штук. А дальше я говорю детям, что они могут начинать их учить, но они пока не знают, о чем идет речь. А дальше по ходу изучения даты всплывают, и ученики начинают их узнавать. После того, как эти даты актуализировались, ребята их выписали и выучили. Мы начинаем повторять их. Есть такая штука - ассоциация, дети создают образ, который помогает запомнить дату.
Как с детьми говорить об СВО
От того, что и как расскажет учитель, зачастую зависит картина мира ученика. Дети сами интересуются темой СВО:
- В момент, когда началась специальная военная операция, у детишек появилось множество вопросов. Особенно у тех, кто любит сидеть в интернете. Там, вы знаете, информация бывает противоречивая. Мы объясняли, разговаривали, как возникла такая ситуация, и что такое СВО. Говорили об отличии специальной военной операции от войны, потому что часто звучали в интернете и такие термины. Детально разбирать какие-то конкретные эпизоды я считаю пока некорректно: с точки зрения истории прошел короткий период даже с начала СВО, а она еще не закончилась. Некоторые преподаватели упоминают эту тему, так как в этом году в ЕГЭ были вопросы по Донецку. Педагоги преподносят ученикам именно основанный на фактах материал по теме СВО, но о многих эпизодах говорить пока рано.
Спрашиваем, стоит ли родителям говорить с детьми об СВО:
- Каждый родитель определяет внутри своей семьи определенные вопросы, на которые они будут общаться со своими детьми. Если дети возраста 9-11 класса, они понимают все, то почему нет? У меня двое своих детей, со старшим я разговаривал, потому что у него были вопросы, а с 5-летней дочерью я об этом говорить не буду.
В школах Ярославля сейчас учится много детей с освобожденных территорий.
- Я тренировал девочку, которая приехала из Донецка. Помогали ей вместе с матерью в каких-то бытовых вопросах. Но это было еще до начала СВО в 2016-2017 году. Эти дети понимают, почему и где они
оказались.
"Наша страна сильная и великая"
Пожалуй, история - это наука не только о фактах, но и о выводах. Чему учит нас история России?
- Наша страна великая, сильная и она настолько объемна, как история, как государство, как территория, что она всегда находится в центре ключевых мировых событий, - размышляет Зураб Гочаевич. - И нужно гордиться своей страной, ее историей. И какие бы разные варианты и мысли не нес бы нам интернет, мы родились в стране, которая имеет огромное количество достижений, с которой всегда и везде считались и будут считаться. Иначе относиться к нашему государству, как к Родине великих людей просто невозможно.
Номинировать своего учителя можно здесь.