"Это Победа": 99-летний ветеран войны из Ярославля воссоединился с любимой спустя 40 лет
- 6 мая 2022
- 16+
- Екатерина Бениславская
Участник Сталинградской битвы одержал триумф на войне. Выжить ему помогла любовь, к которой он шел 40 лет
Об интервью c Михаилом Николаевичем Пеймером журналисты Про Города договаривались чуть ли не за неделю. Переживали, хватит ли 99-летнему ветерану здоровья для долгой и серьезной беседы. В день интервью позвонили:
- Михаил Николаевич, у нас с вами сегодня все в силе?
- Да-да, десятый этаж, лифт у меня рабочий, домофон тоже, - ответил бодрый голос.
Пока ехали - гадали, кто же ведет соцсети 99-летнего пенсионера? Почти ежедневно на странице появлялись объемные посты, различные фото. Однако, когда перешагнули порог квартиры, все стало понятно. Нас встретил улыбчивый мужчина, который извинился, что он не в "парадном" и участливо предложил тапочки, так как не пылесосил два дня.
Застали мы Михаила Николаевича за просмотром новостей, мужчина убавил звук, придвинул нам кресла и сказал, чтобы включили диктофон.
Командир-ракетчик
- Мне в феврале исполнилось 99 лет, сейчас идет сотый год. А кто остался кроме меня? Я почти четыре года воевал... Я был командиром батареи, ракетных установок. Это были первые ракетные установки, которые сейчас еще живы. Пошел на фронт в 19 лет. Я закончил в 17 десятилетку, школу №37. Военкомат отправил на учебу сначала, там я отучился три года, это высшее училище. Но когда началась война, то срок обучения сократили и нас очень быстро выпустили. Меня выпустили со званием лейтенанта и я сразу ушел на фронт. Еще будучи курсантом я участвовал в обороне Москвы. У нас было три огневых дивизиона, а кроме того, мы дежурили по Москве. Боролись с бандитизмом, мародерством. Потом меня направили в 72 гвардейский полк командиром огневого взвода. Из Подмосковья направили в Брянск. Там снова в должности повысили, стал помощником командира батареи, вскоре немцы прорвали фронт. Часть войск шла на Сталинград, а другая на Кавказ. Наш полк погрузили в жд-составы и окружным путем нас привезли в Сталинград. Я участник этой битвы, мы 200 дней бились насмерть. Вот там меня сначала назначили начальником разведки дивизиона, а вскоре я стал командиром батареи. Вы только представьте, я был девятнадцатилетним мальчиком... У меня заместителю было 42 года, а я был уже его командиром! Вот такой я мальчик был!
"Вы плохо знаете историю. Войну"
- Отец у меня работал на путях. Девушка здесь была - Лидочка. Осталась еще мама и двое сестричек. Одна была в детском садике, а другая уже училась в школе. Старшенькой было лет 9. Но у нашего поколения не было даже мысли не пойти на войну! В школе было такое воспитание, что мы хотели быть солдатами, хотели убивать врага. Представьте, мы выросли в годы гражданской войны, в годы переворота. Мы чувствовали себя хозяевами этого мира, чувствовали, что можем изменить ход историии, в конечном итоге так ведь и получилось. А сейчас что? Мне порой стыдно быть частью интеллигенции, сейчас ведь стало модно быть пацифистами. Я таким людям даже руки бы не подал. Как можно не встать на защиту своей Родины? Мне этого не понять... Вы плохо знаете историю, плохо знаете войну. Я начинаю разговаривать с внучкой и она ничего не знает! Когда я был в ее возрасте, то мы с закрытыми глазами могли ориентироваться на мировой карте. Могли рассказать про любую страну, ее развитии, населении...
"Одни спали, другие воевали"
- А какой была наша страна тогда... Были расстреляны офицеры, маршалы! Майоры, подполковники оказались в тюрьмах. Была же война с Финляндией сначала, отвоевали Выборг, но в большей степени мы ту войну проиграли. На каждого убитого финского солдата мы потеряли десять. Это не победа! Поэтому к началу войны с Германией в армии были колоссальные убытки. Были постоянные отступления, немцы жгли беспрепятственно города. Войска отступали, разбитые, разрозненные... Только под Москвой это дело прекратилось. Тогда лично Жуков обратился к Сталину, чтобы освободили из тюрем офицеров. Когда немцы направились на Сталинград, то там были отборные войска эсессовцев во главе с фон Паульсом. Правительство принимало усилия, чтобы укрепить нашу армию. Начали поступать самолеты, танки. А мы были абсолютно не прикрыты с воздуха, там господствовали немцы, они творили что хотели. И только в один день, 21 августа тогда было, они уничтожили город. Вообще ничего не было, одни руины остались. Не было ни одного целого дома. Мы бились насмерть. Нас, мальчишек, поставили командирами. Отступать было некуда. Это же узловой центр. Немцы хотели взять Сталинград и зайти в Москву с тыла, а сдавать его нельзя было. Поэтому та битва носила характер - стоять на смерть и ни шагу назад! Наш полк как встал, так и все, не сдвинулись. Мы несли огромные потери, немцы штурмовали без конца... Мы оборонялись, война тогда шла круглые сутки, одни спали, другие воевали. Для того чтобы сравнить, я вам назову цифру. Афганская война длилась 14 лет, за это время потеряли 15 тысяч человек. В Сталинграде за 200 дней мы потеряли миллион. Убитыми! Не считая раненых. Это в среднем, пять тысяч убитых в день. Немцы теряли столько же, если не больше, потому что все-таки они наступали. Эта битва стала знаковой, переломной. 19 ноября мы прорвали фланговую оборону немцев, в кольце оказалось более полумиллиона немецких войск.
"Лида бежала за трамваем"
- А что было тогда в России? Страна буквально качалась от голода. Заводы работали под открытым небом. Но мы получали танки, боевые установки, самолеты... Как я потом узнал, моя девушка - Лидочка сгребала просыпавшуюся муки с дороги. Дело было так, что на повозке везли муку и один мешок прохудился, так народ выбежал, чтобы собрать ту муку вместе с землей и приготовить лепешки...
- А с Лидой у вас как сложилось?
- Плохо сложилось, - ответил Михаил Николаевич почему-то с улыбкой. - Я тогда приехал на какое-то время со Сталинградской битвы в Ярославль. Специально к ней ехал! Семья уже тогда перебралась в другой город. Помню я пришел в парк, который был на месте планетария и меня окружила сотня девчонок, чтобы я рассказал им, как там, на фронте. А я спросил товарища, где же моя Лидочка, на что он мне ответил, что она с другим пареньком ходит на танцы каждый день. Я тогда пришел к ней домой и спросил, почему она со мной так поступает. Она вспылила, стала говорить, что она мне вообще-то не жена... Ну я и ушел, она следом за трамваем бежала, а я даже не обернулся.
"Срывался к Лиде от жены"
- Лида потом вышла замуж за своего парня с танцев, дочка у нее родилась - Ирочка. А я тоже обзавелся женой да детьми. Встретились как-то с Лидой и поняли, что не можем друг без друга. Я срывался от жены, она от мужа. Встречались с ней в Сочи, так продолжалось до смерти наших супругов. А потом мы решили пожениться, она пенсионерка, я тоже пенсионер. В 61 год подали заявление и прожили с ней 30 счастливых лет! Успели попушествовать, вдоволь наговорились... Она умерла вот в 2014 году, сейчас я один. Два года назад переехал в эту квартиру, попросил губернатора, чтобы Ирочку не стеснять, я до этого в ее квартире жил. Вот мне и дали такую квартирку, с гардеробом даже, а смотрите кухня какая светлая!
Квартира Михаила Николаевича и вправду оказалась светлой и прибраной. Мужчина сам делает уборку пылесосом, моет посуду, даже ходит в магазин за продуктами, активно пользуется компьютером и соцсетями. Не так давно даже выпустил свою книгу - "Дело счастливого человека". Когда мы уже собирались уходить, ветеран сказал, что не отпустит нас, пока не прочитает своих стихов. Они оказались на удивление трогательными, лейтмотива два - война и любовь. Большинство стихов посвящены любви всей жизни - Лиде. Ее фотографии так же расставлены по всей квартире, на них влюбленные счастливо улыбаются в разных уголках нашей планеты - на даче, на море, на корабле. Сейчас ветеран активно участвует в общественной жизни города, ходит к студентам и школьникам и рассказывает о войне словами очевидца.
Об исполнении гимнов в школах читайте в телеграм-канале Про Города