"Мы рискуем разрушить трамваи": эксперт обнародовал слабые стороны концессии в Ярославле

  "Мы рискуем разрушить трамваи": эксперт обнародовал слабые стороны концессии в Ярославле  Фото Про Города

Александр Куташов бьет тревогу, называя сроки ремонта нереальными

Скандал вокруг трамвайной концессии в Ярославле продолжается.
 
 
Началось при... Черемных
 
 
Правительство Ярославской области подписало договор трамвайной концессии на 20 лет с компанией «Мовиста Регионы». Это значит, что частник обязуется вкладываться в обновление транспорта, по истечению договора вернет транспорт городу. Соглашение было подписано в конце 2022 года. Тогда министерство транспорта Ярославской области возглавляла Татьяна Черемных (ровно год назад чиновницу задержали как фигуранта по взяточному уголовному делу). В апреле этого года новый министр Мурат Баснукаев публично сообщил, что трамвайное движение собираются закрыть на целый год с 1 августа - в связи с предстоящим ремонтом. Многие ярославцы и волонтеры "Народного фронта" выступили против такого решения, ведь трамваи прекрасно решают вопрос городских пробок. Эксперт "Народного фронта", депутат ярославской областной думы Александр Куташов считает, что реализация концессии в таком виде способна окончательно убить трамваи в Ярославле. Он принципиально не согласен с указанными сроками. Почему - эксперт объяснил Про Городу.
 

 
"Зимой ремонтировать нельзя"
 
 
 
Александр Куташов семь лет работал Яргорэлектротрансе - с 2003 года. Он начинал слесарем и дошел до должности главного механика предприятия.
 

- Трамвайное движение в Ярославле уже давно требует капитального ремонта, - парламентарий подчеркивает, что не отказывается от идеи трамвайной концессии. Ему не нравится предложенная реализация. - Реконструкция необходима - это факт. Последний раз трамвайные пути в Ярославле ремонтировали три года: с 2005 по 2008-й. За три года смогли сделать всего 18 километров путей в Дзержинском районе! И люди были благодарны: тогда делали реверсивное движение, по однопутке. Участки закрывали поэтапно.


 
Эксперт против ремонта в зимний период:
 

- Ремонт путей - это вообще работа сезонная! С апреля по сентябрь. Ну край октябрь, все от погодных условий зависит. Зимой что-либо делать с полотном запрещено.
 

- Почему? - интересуемся.
 
- Потому что это требование технологии. Это ГОСТЫ и нормативы, и технические условия! Укладка проводится в летний период с тщательной подготовкой подушки, балласта. Если подушку выполнять в зимний период, все рассыплется. Полотно просто уведет. И произойдет это быстро: в ближайшее время, как почва отойдет, мы увидим, что полотно начинает разрушаться.
 

Сварочные работы стыков рельсового полотна разрешены зимой исключительно при соблюдении температурного режима.
 
 

- Вы видели, как мосты делают зимой? Их укрывают и тепловыми пушками прогревают. А тут что - на каждые 12,5 метров поставят работника, который сначала эту всю зону подготовит, доведет до нужной температуры?!
 
 


 
"В Ярославле и улиц таких нет!"
 
 
Куташов вспоминает, что презентованная год назад депутатам концессия уже тогда вызвала у него сомнения:
 
 

- В презентации были ошибочно указаны адреса. В Ярославле даже улиц таких нет! Это свидетельствует о том, что делали презентацию поверхностно. Когда сообщили, что закрывают трамвайное движение, я сказал: "Ребята, вы совершаете огромную ошибку: 45 километров пути, 8 тяговых подстанций, 2 путепровода и депо отремонтировать за год невозможно". Я настаивал, чтобы меня включили в рабочую группу, в итоге меня пока полностью игнорируют. Первые подготовки тоже были весьма сомнительные: с 22 по 23 год не делалось практически ничего. Мы на путях ничего не видели, даже подготовительных работ. Зато с августа 23 года начались активные действия по реализации. В октябре закрывают Блюхера - как самый аварийный участок. Но зачем? Пусть бы зимой успел поработать еще этот маршрут. По факту деревья попилили, опоры поснимали. Действий было мало, а маршрут закрыли...
 

Блюхера должны сдать до конца июля. Когда будут выполнены работы, простаивать путям, по мнению специалиста, опасно. Надо сразу запускать:
 

- Вот улицу Блюхера построят - его надо эксплуатировать, нельзя оставлять бесхозным. Электротранспорт и инфраструктура не должна простаивать. Если мы не будем  эксплуатировать и не выполним грамотной консервации, мы потеряем существующий парк и инфраструктуру.
 
 

Депутат отмечает и позитивные моменты концессии:
 

- Используются новые технологии и материалы. Порадовала новая технология укладки температурных компенсаторов - температурные швы, - отмечает Александр. - Надо пересмотреть сроки и этапы концессии, чтобы ее довести до ума. На прошлом совещании выяснилось, что нет даже проектно-сметной документации на путепроводы. Мы закрываем трамвайное движение, а у нас нет даже документов? Как так? Если развалят это дело, будет масса уголовных дел. Лично моя задача - коллектив сохранить, и чтобы город не потерял трамваи.
 
 

А что на Блюхера?


 
Вместе с Александром Куташовым Про Город выезжает на место ремонта. Первое, что видим - горы земли на Блюхера.
 

- Почему грунт не вывозите? - хмурится депутат. - Блюхера - обособленный путь, потому строительные работы не мешают местным жителям. В других местах грунт будет очень сильно мешать.
 

На 28 мая рабочие провели два дня подготовительных работ. По их словам, делали примерно по 25 метров в день. А нужно успеть сдать "под ключ" 3500 метров до конца июля! Путем математического подсчета получаем 140 дней только подготовки.
 
На участке работает бригада - субподрядчик у "Стройсервиса". Эти ребята будут делать и участок от проспекта Дзержинского до улицы Елены Колесовой.
 

- Уложитесь в сроки? - спрашиваем.
 
- Уложимся, будем работать в три смены, - говорит бригадир.
 

Параллельно Водоканал ремонтирует сети на путях. Работы согласованы. Однако депутат не исключает, что они могут задержать ремонт путей из-за непредвиденных обстоятельств.
 
Про Город выезжает на участок ремонта от проспекта  Дзержинского до улицы Елены Колесовой. 


 
 
- Вроде путь уложен, все есть. Но почему он не доделан? - возмущается эксперт. И сам отвечает. - Потому что нет еще пробивки полотна и выправки пути.
 

Куташов выходит к путям и объясняет буквально "на пальцах":


 
- Ставится домкрат, это все поднимается, все это делается в уровень. С шаблоном. И начинается пробивка. По моим данным, подрядчики собираются все это делать вручную. Представьте, какой это объем работы, сколько должно быть людей!
 

Далее Александр приседает возле рельс:


 
- Тут не должно быть накладки, здесь должен быть стык сварной. Когда выправку пути сделают, будут сваривать рельсы. Это очень долгая и трудоемкая работа.

 

Сроки и стоимость - тайна?
 
 
Александр Куташов с грустью отмечает, что его не только не знакомят с инженерами проекта, но даже не называют их фамилий. "Народный фронт" направил запрос в "Мовисту" о сроках и стоимости работ, но получил следующий ответ:


 
- Согласно условиям концессионного соглашения стороны обязуются соблюдать конфиденциальность информации об условиях соглашения, иных договорах, соглашениях и документах, основанных на соглашении или заключаемых в связи с исполнением соглашения. Информация может быть раскрыта иным лицам при условии правомерного разрешения на ее раскрытие.
 

Далее генподрядчик сообщает, что направил запрос о разрешении раскрытия информации в министерство транспорта Ярославской области.


Под давлением общественности власти были вынуждены пойти на уступки: схему ремонта пришлось пересмотреть. Трамвайное движение будут закрывать поэтапно. Сейчас ремонтируют Блюхера.
 

- В июне начнем ремонт на участке от разворотного кольца у больницы №9 до кольца на улице Волгоградской, - уточнил губернатор Михаил Евраев. - С июля – на оставшемся участке этой ветки до трамвайного депо. Закончить эти работы концессионер должен до конца 2024 года. В этот период будет работать ветка на «пятерку» и в центр. На ремонт она закроется с 1 января 2025 года.

Кстати

Пасажиропоток 1, 5, 7 маршрутов травмаев в Ярославле:

Январь - 642 131 человек.
Февраль - 695 511 человек.
Март - 706 659 человек.

...

  • 0

Популярное

Последние новости